Рады приветствовать вас в дисциплине об организации авиаперевозок.
о курсе
03
Основы обеспечения АБ в аэропорту
Средства, используемые в террористических актах
05
Нормативно-правовая база обеспечения АБ в ГА РФ
02
Общие сведения о терроризме и АНВ
01
08
Действия экипажа ВС в чрезвычайной обстановке
Перевозка пассажиров, находящихся под стражей
10
07
Обеспечение мероприятий
по урегулированию ЧС
06
Перевозка оружия
09
Нарушение правил поведения
на борту ВС
04
Досмотр
Вы узнаете важную информацию для обеспечения авиационной безопасности:
Обеспечение авиационной безопасности.
Дисциплина №5.
В этой дисциплине вы узнаете:
01
Терроризм существует на протяжении долгой истории человечества, и его формы, методы и цели постоянно меняются. В современном мире терроризм принято рассматривать как глобальную проблему, затрагивающую интересы многих стран и международных организаций.
Авиация — это один из самых чувствительных и уязвимых транспортных секторов, который может стать объектом террористических актов из-за высокой нагрузки на безопасность, массовости перевозок и потенциального количества жертв.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ КАК АКТЕ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА (анв)
изменение законодательства: правового, экономического, социального
уничтожение или ослабление конкурентов
месть
удовлетворение экономических требований
отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т.д.
захват власти в государстве, регионе
изменение политического строя
социально-экономические
политические
религиозные
Цель теракта (не считая политических целей) – в минимальный срок совершить максимальный ущерб. Террористы не рациональные люди, они действуют оперативно и жестоко.
цели ТЕРРОРИЗМА
ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать подробнее про особенности терроризма.
02
Терроризм существует на протяжении долгой истории человечества, и его формы, методы и цели постоянно меняются. В современном мире терроризм принято рассматривать как глобальную проблему, затрагивающую интересы многих стран и международных организаций.
Авиация — это один из самых чувствительных и уязвимых транспортных секторов, который может стать объектом террористических актов из-за высокой нагрузки на безопасность, массовости перевозок и потенциального количества жертв.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ КАК АКТЕ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА (анв)
необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма
необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта
необходимость пресечения террористического акта
Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» и другими нормативными правовыми актами РФ.
В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом.
Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами Федеральной службы безопасности и (или) их
подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных
мероприятий.
Федеральная служба безопасности
Пределы компетенций органов по борьбе с терроризмом
Федеральная служба охраны
Государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях обеспечения безопасности РФ, безопасного и беспре-пятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Государственная охрана осуществляется на основе мер, которые обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, а также защиту охраняемых объектов.
На полицию возлагаются обязанности участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан.
Министерство внутренних дел
• розыск лиц
• выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам
• предупреждение и пресечение преступлений
• защита личности, общества, государства от противоправных посягательств
Одни из основных направлений, по которым
осуществляется деятельность полиции - это:
В период проведения контртеррористической операции полиция имеет право применять меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами.
02
оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ
добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц
01
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности РФ иными способами.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством:
Служба внешней разведки
Внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ является составной частью сил обеспечения
безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз
с использованием определенных Федеральным законом «О внешней разведке» методов и средств.
Функции национального
антитеррористического комитета
В Российской Федерации в целях обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и национальное законодательство России.
Министерство обороны
• пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами
• пресечения террористических актов во внутренних водах и в террито-риальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства
• участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии терроризму»
организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности
04
03
подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области
02
участие в международном сотрудничестве
01
разработка мер по противодействию терроризму
• пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ
Основными задачами Комитета являются:
Деятельность по планированию применения антитеррористических сил и средств, а также управление контртеррористическими операциями осуществляют созданные в составе Комитета Федеральный оперативный штаб, подчиненный Директору ФСБ России, и оперативные штабы в субъектах РФ, возглавляемые руководителями соответствующих территориальных органов безопасности.

В субъектах РФ координацию деятельности территориальных органов государственной власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые высшими должностными лицами соответствующих субъектов.
По решению Президента РФ в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Председателем Комитета является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В борьбе с терроризмом Вооруженные силы
РФ могут применяться для:
Далее расскажем о нормативно-правовой базе обеспечения авиационной безопасности
Это все общие сведения о терроризме как акте незаконного вмешательства (АНВ)
Воздушный кодекс Российской Федерации
03
Нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности (АБ) в гражданской авиации (ГА) Российской Федерации строится на международных и внутригосударственных документах
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ аб В ГА РФ
Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение
полетов в гражданской авиации Российской Федерации»
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 августа 2021 г. Nº 275 «Об утверждении Федеральных авиационных
правил "О воздушной перевозке оружия и патронов"»
Приказ Минтранса России от 27 марта 2003 г. N 29 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной
безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»
Приказ Минтранса России от 28.11.2005 г. Nº142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной
безопасности к аэропортам»
Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-Ф3 «О полиции»
Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г.
N 16-Ф3 «О транспортной безопасности»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
от 06.03.2006 г. N 35-Ф3
Уголовный Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон
от 13. 06.1996 г. Nº 63-Ф3)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Международная организация гражданской авиации (ИКАО),
Приложение к Чикагской конвенции Nº 17 «Безопасность»
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.)
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов
(Гаага, 16 декабря 1970 г)
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.)
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданский авиации (Монреаль, 24 февраля 1998 г.)
Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых
веществ в целях их обнаружения
содержит комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации,
так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства
пересматривается и обновляется не реже одного раза в год
разрабатывается администрацией эксплуатанта (авиационного предприятия) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом Росавиации и утверждается руководителем
авиационного предприятия
включает в себя совокупность паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры
утверждает, что абсолютная безопасность недостижима, но государства должны ставить во главу угла защиту пассажиров и экипажа
обязывает государства обеспечивать, чтобы перевозчики имели эффективные дополнительные меры безопасности,
согласованные с мерами, действующими в аэропортах.
направлено на координацию действий в области безопасности, подчеркивая первичную ответственность авиакомпаний за защиту пассажиров и имущества.
фокусируется на организации безопасности международного воздушного транспорта, требуя от стран разработки
национальных программ авиационной безопасности
Каждый эксплуатант должен иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности, которая соответствует определенным правилам:
Цель и основная задача программы – обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиационного предприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, наземного персонала, воздушных судов, охраны объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.
Приложение постоянно обновляется для соответствия современным требованиям и учитывает потребности государств, что подтверждается тщательным анализом перед любыми изменениями. Ревизия осуществляется Группой экспертов по авиационной безопасности (AVSEC).
Это Приложение стало основой программы ИКАО по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства:
В результате усилий Аэронавигационной комиссии и других структур, 22 марта 1974 года был принят новый документ -
Приложение 17 «Авиационная безопасность».
В рамках этой сессии была принята резолюция о разработке технических требований для Приложений к Чикагской конвенции, касающихся незаконного вмешательства, в том числе захвата
воздушных судов.
В конце 1960-х годов количество
преступлений, угрожающих безопасности
гражданской авиации, резко увеличилось,
что привело к созыву чрезвычайной сессии
Ассамблеи ИКАО в июне 1970 года.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Приложение к Чикагской конвенции № 17 «Безопасность»
предоставить полномочным органам государства доказательства и информацию об инциденте, обусловившем необходимость высадки и/или передачи пассажира
в кратчайшие возможные сроки и желательно до посадки на территории государства уведомить полномочные органы такого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры
высадить или передать компетентным полномочным органам лиц, которые могут создавать угрозу безопасности полета
принимать ограничительные меры в отношении лиц на борту, которые могут создавать угрозу безопасности полета
поддерживать должный порядок и дисциплину на борту
обеспечивать безопасность воздушного судна и находящихся на нем лиц или имущества
!
С учетом положений п.3 статьи 1 и п.1 статьи 5 Конвенции, указанные полномочия применяются, когда ВС находится «в полете», т.е. с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки, при этом ВС находится за пределами государства регистрации ВС (в случае, когда государство эксплуатанта
не является государством его регистрации - за пределами государства эксплуатанта), кроме случаев, когда ВС находится в полете в открытом воздушном пространстве, при этом последний пункт взлета или следующий пункт намеченной посадки находится на территории государства регистрации (государства эксплуатанта) ВС.
В соответствии со статьей 10 за действия, предпринятые в соответствии с Конвенцией, КВС, любой другой член экипажа, пассажир, сотрудник службы безопасности на борту, не несут
ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, в отношении которого были предприняты превентивные ограничительные действия.
Токийская конвенция определяет полномочия КВС в полете и описывает конкретные действия, которые должны предприниматься в случае незаконного акта. В соответствии с ее положениями государства должны обеспечивать, чтобы командир воздушного судна имел право:
Каждое договаривающееся государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано, без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования.
Согласно положениям Гаагской конвенции, государства-участники признают захват ВС, а также организацию или руководство, попытки, соучастие, угрозы, сговор или содействие в захвате ВС, находящегося в эксплуатации (с начала предполетной подготовки ВС наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 ч. часов после любой посадки), преступлениями, за которые обязуются применять суровые меры наказания.
кибернетическая атака на аэронавигационное оборудование
незаконный провоз взрывчатого или радиоактивного материала для террористических целей
незаконный провоз БХЯ-оружия или определенного соответствующего материала
использование БХЯ-оружия или подобных веществ для нападения на гражданское ВС
использование гражданского ВС для приведения в действие биологического, химического, ядерного (БХЯ) оружия или подобных веществ для причинения смерти, нанесения ущерба здоровью или имуществу
использование гражданского ВС в качестве оружия для причинения смерти, нанесения ущерба здоровью или имуществу
Угрозы, попытки, организация, содействие, вступление в сговор с целью совершения указанных деяний также признаются преступными.
В дополнение к актам, описанным в Монреальской конвенции 1971г. и Монреальском протоколе 1988г., Пекинская конвенция криминализирует следующие деяния:
1 июля 2018 г. вступила в силу Пекинская конвенция, которая фактически сводит воедино тексты Монреальской конвенции 1971 г. и Монреальского протокола 1988 г., и при этом имеет перед ними преимущественную юридическую силу.
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать подробнее о нормативной базе обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации.
Это вся общая информация о нормативных документах, обеспечивающих авиационную безопасность в гражданской авиации
при исполнении служебных обязанностей носить и применять служебное оружие в порядке, установленном законодательством
в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам
задерживать для передачи правоохранительным органам лиц,
нарушивших требования авиационной безопасности
исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам
реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов
предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"
исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза
охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц
предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома
Службы авиационной безопасности имеют право:
Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности посредством:
04
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ
Деятельность служб, отвечающих за авиационную безопасность, регулируется нормативно-правовыми актами.
Служба авиационной безопасности создается для осуществления мер и координации работ по обеспечению авиационной безопасности, обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от АНВ и подчиняется непосредственно руководителю администрации авиапредприятия.
07
Предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.
06
Осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися
на территории аэропорта или пользующимися его услугами.
05
Разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб
эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности.
04
Организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима.
03
Обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов
управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов.
02
Осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов
01
Предотвращение и пресечение попыток захвата (угона) воздушных судов.
Основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:
предотвращению актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта) и попыток
нанесения ему экономического ущерба
авиационной безопасности, безопасности жизни и здоровья пассажиров, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) во время выполнения ими служебных обязанностей
Основной целью деятельности САБ является организация и осуществление, в пределах своей компетенции, мероприятий по обеспечению:
САБ является самостоятельным структурным подразделением авиапредприятия (эксплуатанта) и подчиняется его Генеральному директору. Непосредственное руководство САБ осуществляет
начальник службы авиационной безопасности.
05
Контроль соблюдения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
04
Организация обучения членов экипажей ВС, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) вопросам авиационной безопасности.
03
Организация взаимодействия с САБ аэропорта, других авиапредприятий (эксплуатантов), правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в интересах обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).
02
Контроль сохранности багажа авиапассажиров и грузов, перевозимых ВС авиапредприятия (эксплуатанта).
01
Предотвращение совместно с САБ аэропорта, правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).
Процесс оперативной связи между подразделениями и службами (отделами) аэропорта осуществляется с помощью средств связи.
В обеспечении авиационной безопасности при обслуживания пассажирских и грузовых потоков на внутренних и международных воздушных линиях огромную роль играет четкое взаимодействие сотрудников службы АБ с персоналом других служб аэропорта и авиакомпании.
При техническом и коммерческом обеспечении рейсов САБ взаимодействует с другими службами в процессе предполетной подготовки ВС к вылету и по прилету их в аэропорт.
проведение специальных мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства
обеспечение авиационной безопасности в аэропортах России
обеспечение авиационной безопасности международных рейсов
координация деятельности органов, участвующих в обеспечении авиационной безопасности
сбор, обработка, анализ и обмен информацией по вопросам обеспечения авиационной безопасности
Основные вопросы взаимодействия:
В вопросах обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте службы АБ аэропортов взаимодействуют с различными правоохранительными, военными, пограничными, таможенными и другими органами власти. Функции, права и обязанности каждого участника системы обеспечения АБ гражданской авиации России определяется совместным межведомственным нормативным документом.
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать подробнее о требованиях к охране воздушного судна и обеспечению контроля доступа на него.
Пропускной и внутриобъектовый режимы
проведения досмотра с использованием досмотровых средств
установления действительности оснований для прохода (проезда) на территорию аэропорта
идентификации личности и транспортного средства
Порядок допуска членов экипажей воздушных судов в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия)
Члены экипажей ВС, а также лица, вписанные в задание на полет с целью проведения инспекторской проверки экипажа в полете,
допускаются в контролируемую зону аэропорта после прохождения предполетного досмотра, а в случаях следования ВС за границу РФ после прохождения таможенного и пограничного контроля.
Удостоверения (идентификационные карты) членов экипажей ВС действительны для прохода в контролируемую зону только
в тех аэропортах, которые указаны в задании на полет, а также на запасных аэродромах по маршруту следования.
Члены экипажей воздушных судов проходят в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) по специальным удостоверениям (идентификационным картам) установленного образца для членов экипажей ВС ГА РФ.
В соответствии с Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры пропуск лиц, транспортных средств на территорию аэропорта через контрольно-пропускные пункты осуществляется только после:
установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций
установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, следующих по маршруту стерильной зоны
исключения возможности бесконтрольного передвижения персонала, пассажиров и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта
исключения несанкционированного доступа в контролируемые зоны аэропорта (авиапредприятия)
Ответственность, согласно КоАП РФ, Статья 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности
Внутриобъектовый режим устанавливается в целях:
Это вся общая информация про основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов
обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов   и авиационного персонала гражданской авиации
05
Цель досмотра – выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Послеполетный досмотр проводится при получении оператором аэропорта, оператором аэродрома гражданской авиации или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях:
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, а также устанавливаются международными договорами.
Проведение предполетного и послеполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством РФ.
Досмотр пассажиров, багажа, грузов и самолетов необходим для выявления потенциальных угроз, защиты пассажиров и экипажа. Различают два основных вида досмотра – предполетный и послеполетный.
ДОСМОТР
Посмотрите небольшое видео с более подробной информацией о предполетном досмотре пассажиров и членов летного экипажа.
вещей, находящихся при пассажирах (ручная кладь), определенных как потенциально опасных
на третьем уровне осуществляется ручной досмотр багажа, не пропущенного в стерильную зону на втором уровне. Ручной досмотр осуществляется в присутствии пассажира, сотрудника полиции и взрывотехника.
на втором уровне осуществляется досмотр на компьютерном томографе или иной аппаратуре, обеспечивающей достоверное выявление взрывчатых веществ, подозрительного багажа, не пропущенного в стерильную зону на первом уровне;
на первом уровне осуществляется досмотр 100% багажа с использованием высокоскоростного рентгенотелевизионного интроскопа с функцией автоматической (без участия оператора) диагностики взрывчатых веществ;
При проведении предполетного досмотра может проводиться личный (индивидуальный) досмотр вещей, находящихся при пассажирах (ручная кладь).
Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
После досмотра багаж должен быть промаркирован номерными стикерами. Комплектация, доставка и загрузка багажа
осуществляется под контролем сотрудников агента по АБ.
Досмотр багажа может производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствии.
Багаж всех вылетающих пассажиров должен быть досмотрен на РТИ или/и ручным способом. Дополнительно могут быть
использованы средства обнаружения паров ВВ и или нейтронные детекторы и/или служебные собаки.
При регистрации сдаваемого багажа производится опрос пассажиров на предмет содержимого, а также следует вопрос,
не содержит ли багаж запрещенные к перевозке предметы и вещества. Если в результате опроса возникают какие-либо
сомнения в отношении упаковки или надзора за багажом, то этот багаж подвергается тщательному досмотру, о чем информируются сотрудники агента по АБ на пункте досмотра.
Предполетный досмотр вещей, находящихся при пассажирах (ручная кладь), проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом.
В аэропортах Московского аэроузла обязательно использование трехуровневой системы предполетного досмотра багажа:
вещей, находящихся при пассажирах (ручная кладь), внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств
Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:
Досмотр багажа
Досмотр ручной клади
На перроне перед загрузкой бортовых запасов на ВС контроль целостности и сохранности номерных пломб на контейнерах, упаковках и их соответствие с накладной обеспечивает САБ.
Транспортные средства перед их загрузкой должны быть досмотрены. Перевозка досмотренных бортовых запасов, бортового питания и товаров, реализуемых на борту ВС
(в том числе DutyFree), к ВС производится в закрытом и опечатанном номерными пломбами транспортном средстве
под контролем сотрудников агента по АБ (контейнеры и тележки закрыты и опломбированы). В накладной и в её копиях
делается отметка о досмотре.
Предполетный досмотр бортовых запасов, бортового питания и бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра
с использованием технических и специальных средств и маркировки стикерами.
Любая партия бортпитания, бортприпасов или принадлежностей, имеющая признаки несанкционированного вскрытия, рассматривается как неизвестная и подвергается либо ручному досмотру, с тем чтобы убедиться в отсутствии в ней каких-либо опасных устройств, предметов или веществ, либо удаляется с борта воздушного судна.
Доставка на борт ВС недосмотренного бортпитания, бортприпасов запрещена. Во время перевозки и доставки бортовых запасов, бортового питания и бортового кухонного оборудования должны быть обеспечены меры безопасности, исключающие несанкционированный доступ к ним.
Досмотр бортпитания

По окончании досмотра груз маркируется стикерами, упаковывается, пломбируется, проставляется отметка о досмотре в накладной, копиях и на грузе.
Сотрудник САБ в присутствии работника склада и грузоотправителя проводит досмотр груза с помощью технических средств или визуально.
Досмотры почтовых отправлений
осуществляются без их вскрытия. Почтовые отправления с нарушенной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.
Досмотр почтовых отправлений проводится в отделении перевозки почты аэропорта при получении (отправке). При этом применяются стационарные и ручные средства технического досмотра.
При отсутствии возможности осуществить досмотр содержимого груза с использованием технических и специальных средств, с помощью ручного (контактного) метода или визуально, а также при поступлении информации об угрозе совершения АНВ на вылетающее ВС, допускается:
проверка груза в декомпрессионной камере в течение расчетного времени выполнения рейса этого ВС до пункта назначения
выдержка груза до погрузки на борт ВС в безопасных условиях в течение срока, не менее двух часов, сверх расчетного времени выполнения рейса этого ВС до пункта назначения
Досмотр почты
Досмотр грузов

По прибытии груза на грузовой склад,
но не позднее, чем за два часа до погрузки, работник склада (грузовой агент), ответственный за прием груза, сообщает старшему группы досмотра о прибытии груза и указывает: количество мест, общий объем груза, номер рейса, на котором отправится груз.
Предполетный досмотр ВС производят:
Воздушное судно подлежит обязательному досмотру по авиационной безопасности:
Места, не доступные для визуального контроля (карман кресла, витрины для рекламы и т.д.), подлежат досмотру при возникновении подозрения на наличие в них постороннего предмета.
Визуальный контроль пассажирской кабины осуществляется кабинным экипажем:
Досмотр воздушных судов и его виды
при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на земле (дополнительный досмотр) и в полете (досмотр в полете)
во внебазовом аэропорту перед вылетом (предполетный досмотр)
в зарубежных аэропортах – члены экипажа, если проведение досмотра службой авиационной безопасности аэропорта или специализированной компанией по обеспечению АБ не предусмотрено
в аэропортах Российской Федерации – сотрудники САБ аэропорта, имеющие специальную подготовку и сертификат на проведение данного вида досмотра
в базовом аэропорту перед вылетом (предполетный досмотр)
после окончания загрузки и уборки ВС перед началом посадки пассажиров - на отсутствие посторонних предметов
после выхода пассажиров - на отсутствие забытых пассажирами вещей
во время предполетной проверки оборудования пассажирской кабины ВС - на отсутствие посторонних предметов
ДОСМОТР САМОЛЕТА
Посмотрите небольшое видео с информацией о предполетном досмотре воздушного судна.
Порядок проведения досмотра при незапланированной транзитной посадке
Помимо стандартных вариантов досмотра самолета существует несколько нештантых вариантов:
Досмотр ВС в полете
При обнаружении подозрительного предмета в ходе досмотра необходимо
Порядок проведения досмотра при незапланированной транзитной посадке
При обнаружении оставленного пассажиром предмета - доклад КВС.
06
После того, как подозрительный предмет будет признан безопасным или обезврежен, он должен быть удален с борта ВС и передан представителям аэропорта или правоохранительных
органов.
07
Любые предметы, оставленные пассажирами при высадке,
рассматриваются как подозрительные, и должны быть проверены на безопасность.
05
В случае отсутствия представителя, агентов по АБ, члены КЭ контролируют снятие багажа пассажиров, сошедших с борта ВС.
04
При проведении досмотра салона ВС, при необходимости, требуется предложить каждому пассажиру, оставшемуся на борту ВС, указать на принадлежащую ему ручную кладь и поместить ее к себе на колени.
03
После выхода пассажиров с борта ВС члены КЭ осуществляют досмотр в пассажирской кабине мест расположения сошедших пассажиров.
02
Члены КЭ должны следить за тем, чтобы высаживающиеся пассажиры не оставляли на борту никакой ручной клади или предметов.
01
члены летного экипажа должны досматривать места в кабине ЛЭ и проводить внешний досмотр ВС (в объеме предполетного осмотра, согласно РПП, часть В)

По окончании предполетного досмотра СБ передает контрольные листы обеспечения АБ представителю эксплуатанта для хранения в представительстве не менее 72 часов (после вылета ВС), с последующим уничтожением.
В зарубежных аэропортах члены КЭ проводят предполетный досмотр ВС по Контрольным листам обеспечения АБ. По окончании предполетного досмотра ВС члены КЭ передают СБ заполненные контрольные листы. СБ заполняет часть Листа проверок (Aircraft Security Check|Search List), относящуюся к внутреннему пространству ВС (кроме кабины ЛЭ). КВС (или второй пилот) проводят процедуру досмотра кабины ЛЭ (если она оставалась без контроля), визирует Лист проверок и отдает его представителю эксплуатанта (а при его отсутствии – представителю уполномоченной обслуживающей компании).
После произведенного предполетного досмотра в аэропортах Российской Федерации старший группы досмотра заносит результаты проведенного досмотра в оформляемый им Перечень контрольных операций по досмотру ВС. Оформленный и заполненный после выполнения предполетного досмотра Перечень контрольных операций заверяется подписью члена ЛЭ, участвующего в досмотре. Экземпляр оформленного Перечня контрольных операций после досмотра ВС хранится в аэропорту в течение одного года.
На каждом ВС имеется Перечень мест предполетного и дополнительного досмотра ВС (по типу ВС), который находится в папке со справочным материалом комплекта полетной документации на борту ВС в бортовом техническом чемодане. Указанный чемодан размещается в кабине летного экипажа и с борта ВС не снимается.
члены кабинного экипажа должны досматривать внутреннее пространство ВС (места в туалетах, вестибюлях, пассажирских салонах, включенные в перечень мест предполетного досмотра)
При обнаружении подозрительного предмета в ходе досмотра необходимо
Прекратить досмотр и переместиться на расстояние не менее 100 метров от ВС.
01
При поступлении информации об угрозе взрыва ВС проводится дополнительный досмотр с привлечением сотрудников местного полномочного органа, обеспечивающего меры авиационной безопасности в данном аэропорту. При производстве такого досмотра должны досматриваться все места, указанные в Перечне предполетного и дополнительного досмотра.
После того, как подозрительный предмет будет признан безопасным или обезврежен, досмотр ВС должен быть продолжен (завершен).
04
Немедленно доложить об обнаружении подозрительного предмета старшему группы досмотра для вызова специалистов по ВУ.
03
Не касаться предмета и не воздействовать на него каким-либо образом (исключить использование мобильного телефона, радиостанции и т.п. вблизи обнаруженного предмета).
02
Перед началом и в процессе досмотра бортпроводники предпринимают меры, чтобы пассажиры были спокойны и оставались на своих местах. Просят пассажиров, чтобы каждый из них опознал принадлежащие ему вещи.
Бортпроводники производят досмотр салона, служебных помещений доступных отсеков самолета с целью обнаружения любого предмета, не имеющего отношения к пассажирам, членам экипажа и оборудованию ВС.
Если на борту ВС присутствуют сотрудники САБ или специалисты авиатехнических служб эксплуатанта, следующие по служебным обязанностям, то решением КВС они могут привлекаться к проведению досмотра. Члены летного экипажа осматривают свои рабочие места и кабину ВС. КВС вызывает старшего Бортпроводника и сообщает ему о полученной угрозе, дает
ему команду осмотреть самолет в соответствии с «Перечнем мест досмотра ВС» согласно «Контрольному листу досмотра  полете ВС».
Досмотр воздушного судна в полете производится силами членов экипажа.
Досмотр ВС в полете
При досмотре особое внимание следует обращать
Это вся общая информация про основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту.
06
Категоризация взрывчатых веществ по назначению
Под взрывчатыми веществами (ВВ) понимаются химические соединения или их смеси, способные в результате определенных внешних воздействий или внутренних процессов взрываться, выделяя тепло и образуя сильно нагретые газы.
Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением. При этом в окружающей среде образуется
и распространяется взрывная волна, которая наряду с осколками разрушенного боеприпаса или разлетающимися продуктами взрыва оказывает механическое воздействие (разрушение, давление) на различные объекты.
Взрыв - процесс быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме.
СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать больше про оружие и взрывные устройства, которые могут использоваться в террористических актах.
Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту ВС членами экипажа и пассажирами, содержится в ТИ ИКАО (Doc 9284 AN/905 ИКАО).
Есть определенный перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту ВС членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при членах экипажа/пассажирах.
Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту ВС
В ЗАРЕГИСТИРОВАННОМ БАГАЖЕ
В зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета разрешено провозить:
Разрешены к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:
Вследствие этого может быть запрещена перевозка в салоне воздушного судна следующих предметов:
Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности
на рейсах с повышенной опасностью.
рюкзак со спасательным снаряжением, содержащий баллон со сжатым газом
оборудование, приводимое в действие батареей (например, подводные фонари высокой интенсивности)
кресла-каталки/другие подвижные средства, приводимые в действие непротекающими батареями (WCBD), протекающими батареями (WCBW), литиевыми батареями (WCLB)
предметы с затупленным концом (биты для игры в софтбол и бейсбол)
предметы с заостренным концом или заостренной кромкой (топоры, резаки и тесаки, ледовые топорики и ледорубы, бритвенные лезвия и ножи для резки картона);
рабочие инструменты (монтировки, дрели и сверла, инструменты с лезвиями или стержнями длиной более 6 см, которые можно использовать в качестве оружия, например, отвертки и стамески, пилы, паяльные лампы, «пистолеты» для крепежа и забивания гвоздей)
портативное электронное оборудование со встроенными аккумуляторами (батареями) с удельной мощностью не более 160 Втч
термометр медицинский, содержащий ртуть, в стандартном футляре – один на пассажира
аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, относящиеся к невоспламеняющимся, нетоксичным, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл - не более 2 кг или 2 л на одного пассажира
жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%
алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли - не более 5 л на одного пассажира
хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм
имитаторы любого вида оружия
арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками
барометры или манометры ртутные
тонометры ртутные
складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм
ножницы с длиной лезвия менее 60 мм
вязальные спицы
иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование)
штопоры
В РУЧНОЙ КЛАДИ
В вещах, находящихся при пассажирах разрешено провозить:
жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным: в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира
3% перекись водорода - не более 100 мл на пассажира
сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира
одноразовые зажигалки - одна на пассажира
запасные литиевые батареи для использования с портативными медицинскими устройствами
портативные электронные устройства, содержащие литиевые батареи
барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя
тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира
термометр медицинский, не содержащий ртуть
Это вся общая информация о средствах, используемых в террористических актах, а также допустимых к перевозке и запрещенных веществ
07
Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж.
Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ, оружие – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
ПЕРЕВОЗКА
ОРУЖИЯ
боевое ручное стрелковое и холодное
служебное
гражданское
Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Дульная энергия при выстреле из служебного огнестрельного оружия, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Боевое ручное стрелковое и холодное оружие
Служебное оружие
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать больше про важные особенности перевозки оружия на ВС гражданской авиации.
По окончании маркировки сотрудник САБ должен составить Акт в 4-х экземплярах, на которых ставится подпись сотрудника САБ и пассажира.
Оружие, переданное его владельцем на период полета, упаковывается сотрудником САБ в оберточную бумагу, бумажный или пластиковый пакет. На упаковке
проставляются номера рейса и «Акта приемки оружия и патронов на период полета воздушного судна», фамилия, имя, отчество (при наличии) владельца оружия, а также прикрепляется багажная бирка.
После проведения осмотра и проверки оружия и документов, наличия багажной бирки
на оружии, пассажир должен поместить оружие в специальную упаковку производителя оружия или в кобуру, чехол, специальный футляр.
Прием оружия, патронов к перевозке должен осуществляться после регистрации пассажира и регистрации принадлежащего ему оружия, патронов в качестве отдельных мест багажа. Пассажиру выдается посадочный талон с отметкой, где указано количество мест и вес оружия, и багажная бирка (багажные бирки) на оружие.
Оформление, доставка, загрузка на борт (выгрузка с борта) ВС багажа, содержащего оружие и патроны
Оформление, доставка, загрузка на борт (выгрузка с борта) ВС в аэропортах трансфера багажа, содержащего оружие и патроны, принадлежащие трансферным пассажирам
При осуществлении международной трансферной перевозки и невозможности отправить запланированным ранее рейсом из аэропорта трансфера в пункт назначения оружие, принадлежащее трансферным безвизовым пассажирам, не пересекающим границу пункта пропуска, сотрудник САБ должен произвести маркировку такого багажа, содержащего оружие, специальными бирками и оформить в двух экземплярах уведомление о наличии на борту ВС багажа с оружием, патронами, принадлежащего безвизовым трансферным пассажирам по форме, утвержденной САБ в локальном нормативном акте (далее - Уведомление).
После проверки ответственным членом экипажа соответствия фактически доставленного багажа с оружием с информацией, указанной в Акте, багаж с оружием должен быть загружен на борт ВС, и сотрудник САБ должен указывать в Акте место размещения багажа, содержащего оружие и контролировать закрытие изолированного отсека ВС, в который было загружено оружие, подписать и передать Акт ответственному члену экипажа
При оформлении в первоначальном аэропорту вылета оружия, принадлежащего трансферным пассажирам, Акт должен быть оформлен сотрудником САБ в 5-ти экземплярах, из которых ответственному члену экипажа вручаются третий и пятый экземпляры.
Сотрудник САБ должен переместить оружие к борту воздушного судна, где после сверки ответственным членом экипажа соответствия фактического количества мест багажа с оружием и патронами (по номерам багажных бирок), даты, номера рейса, направление со сведениями, указанными в Акте, багаж, содержащий оружие и (или) патроны, загружается в изолированный отсек. Сотрудник САБ должен контролировать закрытие изолированного отсека.
Далее сотрудник САБ подписывает в третьем экземпляре Акта, после чего переместить оружие в изолированное помещение аэропорта для выдачи пассажиру. Ответственный член экипажа должен приобщить к полетному заданию Акт, подписанный сотрудником САБ.
Открытие изолированного отсека, в который было загружено оружие, должно осуществляться в присутствии сотрудника САБ, который проверяет:
При получении информации о наличии багажа, содержащего оружие, на борту ВС сотрудник САБ должен прибыть на стоянку ВС до начала выгрузки багажа.
Выдача оружия в аэропорту назначения
направление со сведениями, указанными в Акте
номер рейса
даты
соответствие фактического количества мест багажа с оружием и патронами (по номерам багажных бирок)
Это вся общая информация о правилах перевозки оружия
08
В Плане определяются:
Администрацией аэропорта разрабатывается и согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти план по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного
вмешательства в деятельность гражданской
авиации.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЧС
расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации
схема оповещения и связи
задачи подразделений федеральных органов исполнительной власти, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов
функции и полномочия оперативного штаба
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать больше про обеспечение мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
обеспечить доступ кабинного экипажа в кабину ЛЭ в аварийной ситуации, когда дверь не может быть открыта из кабины ЛЭ
Конструкция двери в кабину ЛЭ позволяет:
Требования к оборудованию ВС и процедуры безопасности
исключить возможность проникновения посторонних лиц в кабину ЛЭ при условии соблюдения мер по обеспечению безопасности при выполнении процедуры доступа в кабину ЛЭ
После открытия одной из входных дверей ВС дверь кабины ЛЭ должна быть переведена в режим свободного доступа. Если численность членов ЛЭ превышает минимальный состав, то дополнительный член ЛЭ принимает непосредственное участие в процедуре обеспечения доступа в кабину ЛЭ, по указанию КВС.
Во время посадки и высадки пассажиров дверь кабины ЛЭ должна находиться в закрытом положении в режиме свободного доступа или в режиме ограниченного доступа, на усмотрение КВС.
При перевозке пассажиров дверь кабины ЛЭ находится в закрытом и запертом положении с момента закрытия всех внешних дверей после посадки пассажиров и до открытия любой такой двери для их высадки.
Режимы доступа в кабину ЛЭ
Код доступа в кабину ЛЭ должен быть известен всем членам КЭ и применяться только в аварийной или нештатной ситуации.
По указанию ЛЭ до начала посадки пассажиров СБ выполняет проверку работоспособности кода доступа. При наборе кода необходимо обеспечить невозможность его считывания посторонними лицами, включая персонал эксплуатанта и обслуживающей компании, прикрывая кодовую панель ладонью.
Во время предполетной подготовки при отсутствии членов экипажа доступ в кабину ЛЭ разрешен в соответствии с требованиями Инструкции о пропускном режиме на транспортное средство воздушного транспорта и порядке его передачи под охрану в аэропорту:
КВС определяет и сообщает СБ и уполномоченным членам КЭ сигналы опасности, которые должны быть использованы для оповещения ЛЭ об акте незаконного вмешательства.
СБ называет КВС членов КЭ, имеющих право входа в кабину ЛЭ в течение рейса. Эти сотрудники называются уполномоченными членами КЭ:
Порядок доступа в кабину ЛЭ в полете определяет КВС перед выполнением рейса в ходе совместного предполетного брифинга. На брифинге КВС убеждается
в том, что СБ известен код доступа электромагнитного замка. При необходимости КВС сообщает СБ код доступа.
Порядок доступа в кабину летного экипажа
обслуживающий экипаж питанием
бортпроводник
резервный СБ
СБ
Процедуры безопасности при доступе в кабину летного экипажа во время полета
При этом по указанию СБ уполномоченный член КЭ:
входящий занимает место на расстоянии 1 м от двери для возможности обзора из кабины ЛЭ с помощью системы видеонаблюдения или через дверной глазок
СБ и/или уполномоченный член КЭ находятся между пассажирским салоном и передним вестибюлем, обеспечивая блокировку для прохода пассажиров со стороны пассажирской кабины
в туалетной комнате и вестибюле нет пассажиров, шторы между пассажирским салоном и передним вестибюлем (если установлены) закрыты
по окончании процедуры уборки/обработки
закрывает дверь и докладывает СБ
пресекает попытки открытия панелей или люков до появления члена ЛЭ или ИТП
Превентивные меры по безопасному доступу (входу/выходу) в кабину ЛЭ:
открывает дверь, занимает место в кабине ЛЭ, удобное для наблюдения, контролирует проведение уборки/обработки
Правила обеспечения безопасности полета в кабине летного экипажа
Если после вызова пилота в течение 1 минуты
не получен ответ от членов ЛЭ, уполномоченный член КЭ должен повторно вызвать ЛЭ. Если и после второго вызова не получен ответ, то СБ должен открыть дверь
кабины ЛЭ с использованием СБДК с помощью кода доступа.
В кабине ЛЭ СБ или уполномоченный член КЭ должен занять место, предназначенное для дополнительного члена экипажа. При выполнении полета с тремя и более членами ЛЭ присутствие в кабине ЛЭ уполномоченного члена КЭ не требуется.
Только после возвращения пилота уполномоченный член КЭ может покинуть кабину ЛЭ
При составе ЛЭ из двух пилотов уполномоченный член КЭ должен знакомиться с обстановкой в кабине ЛЭ с интервалом не реже 15 минут. Отсутствие в кабине ЛЭ пилота более 10 минут расценивается как чрезвычайная ситуация.
Действия при попытке несанкционированного проникновения в кабину летного экипажа
обращение за разрешением войти в кабину,
не соответствующее процедуре, определенной КВС на брифинге
обращение по СПУ с применением условного сигнала опасности
включает табло «ПРИСТЕГНУТЬ РЕМНИ», дает стандартную команду при полете в условиях турбулентности: «БОРТПРОВОДНИКАМ ЗАНЯТЬ СВОИ МЕСТА» (для создания соответствующего
впечатления у потенциальных нарушителей о причине отказа в разрешении войти в кабину)
запрашивает по СПГУ у СБ обстановку
в пассажирской кабине
проверяет, что дверь кабины ЛЭ встала в режим блокировки
переводит дверь кабины ЛЭ в режим блокировки
предупреждение членов КЭ по СПГУ
При получении сигнала о попытке несанкционированного проникновения в кабину ЛЭ КВС:
Сигналом о попытке несанкционированного
проникновения в кабину ЛЭ служат:
Условный сигнал опасности КВС сообщает только СБ и определенным на предполетном брифинге уполномоченным членам КЭ
Это вся общая информация о правилах организации мероприятия по урегулированию ЧС
09
При попытке захвата ВС следует действовать в соответствии с Памяткой экипажу ВС в чрезвычайной обстановке. Инструкции прописаны для КВС, СБ, бортпроводников, а также члена экипажа, назначенного для переговоров.
действия экипажа вс в чрезвычайной ситуации
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать больше о требованиях к действиям бортпроводников при ЧС.
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать, как действовать члену экипажа, назначенному для переговоров.
Инцидент с захватом ВС может затянуться во времени, так как попытка освобождения ВС от преступника может быть предпринята лишь как крайнее средство.
Действия экипажа после посадки захваченного ВС
В исключительных случаях, когда в результате всех принятых мер не удалось устранить угрозы применения оружия и других средств против экипажа и пассажиров, в целях спасения людей и ВС КВС выполняет требования правонарушителей, вплоть до полета за пределы России и посадки в аэропорту иностранного государства.

При возникновении взрыва или пожара на борту ВС организовать немедленную эвакуацию пассажиров из ВС и оказание помощи пострадавшим.
При обнаружении взрывного устройства на борту ВС следует действовать в соответствии с Памяткой экипажу ВС по действиям в чрезвычайной обстановке и Инструкцией по производству досмотра воздушных судов эксплуатанта.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УГРОЗЕ ВЗРЫВА НА БОРТУ ВС
закрепленное ВУ покрыть еще одной целлофановой прокладкой в целях избегания попадания на него влаги и экранировать (обложить) подручными абсорбирующими материалами.
разместить на целлофановой прокладке ВУ на высоте 40-50 см от пола (вплотную к двери, посередине проема) и закрепить с помощью липкой ленты ПХЛ-50 (или ее аналогом), рулон которой должен находиться в установленном месте на борту ВС;
сделанную платформу пропитать водой и накрыть целлофановой прокладкой;
положить на пол вплотную к двери 5 поролоновых подушек и несколько слоев (5-10, ≥25см) мягких материалов (пледы и т.п.);
Для исключения загорания экранизирующей оболочки при взрыве необходимо пропитать ее водой, при этом не рекомендуется применение избыточного количества воды, чтобы исключить ее попадание на электрические контакты ВУ.
Наиболее эффективными для экранирования являются поролон подушек кресел, ковровые дорожки, пледы, позаимствованные у пассажиров предметы одежды и другая мягкая ручная кладь. Минимальная толщина экранирующего слоя должна превышать размер ВУ не менее чем в 10 раз.
Для уменьшения действия опасных факторов взрыва на конструкцию ВС пассажиров необходимо экранировать ВУ. Наиболее эффективными для этой цели штатными материалами на борту ВС являются поролон подушек кресел, ковровые дорожки, пледы, а также мягкие вещи пассажиров. Запрещается применять в качестве экрана металлические изделия и другие твердые предметы.
Размещение ВУ у двери необходимо производить в следующем порядке:
Обнаруженное ВУ следует устанавливать вплотную к обшивке двери на высоте 0,4 - 0,5 м от пола.
Перед размещением ВУ в районе двери перевести селектор двери в положение «Ручное» («DISARMED»).
Это вся общая информация о том, как должен действовать экипаж ВС в чрезвычайной обстановке.
не разрешаемое использование портативных электронных устройств или любое другое действие, которое может поставить под угрозу безопасность полета ВС
хулиганство
отказ прекратить курение или употребление алкоголя
незаконное употребление наркотиков
отказ выполнять законные указания КВС
нападение на членов экипажа или пассажиров
10
Примеры нарушающего порядок поведения:
Некоторые пассажиры, пребывая, как правило, в состоянии алкогольного опьянения, игнорируют установленные правила поведения в полете и совершают противоправные действия на борту воздушного судна, чем дестабилизируют психологический микроклимат на борту, серьезно мешают нормальной работе членов экипажа, вносят дискомфорт для других пассажиров, и, в конечном счете, создают реальную угрозу безопасности полета.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА БОРТУ ВС
Посмотрите короткое видео, чтобы узнать, как может проявляться проблемное поведение пассажиров.
взыскивать с недисциплинированных пассажиров полное возмещение вреда, причиненного эксплуатанту и его работникам противоправными действиями недисциплинированного пассажира
оказывать содействие правоохранительным органам по привлечению нарушителей порядка к ответственности в соответствии с законодательством РФ
оказывать всестороннюю поддержку работникам авиакомпании при необходимости дачи показаний в правоохранительных органах или в суде
проводить обучение летного и наземного персонала обращению с недисциплинированными пассажирами
предоставлять в соответствии с действующим законодательством РФ летному и наземному персоналу авиакомпании полномочия, необходимые для предотвращения и пресечения нарушений
не оставлять без последствий ни одно нарушение Правил поведения, обеспечивать неотвратимость ответственности для каждого нарушителя
Права и обязанности пассажиров по соблюдению правил поведения
Политика авиакомпании в отношении противоправного поведения авиапассажиров
граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов страны
преступление, направленное против граждан или имущества Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Уголовного Кодекса Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по возвращению в Россию, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства
на международных авиалиниях - в соответствии с требованиями международного воздушного права
и законодательства, действующего в государстве посадки, независимо от того, в каком государстве зарегистрировано
или эксплуатируется использовавшееся для выполнения рейса воздушное судно
на внутренних авиалиниях Российской Федерации - в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации
Ответственность предусматривается:
Посмотрите короткое видео, чтобы узнать, как оценивать уровень опасности события на борту самолета.
действий экипажа и пассажиров, направленных на восстановление общественного порядка и пресечения действий недисциплинированного пассажира
противоправных действий недисциплинированного пассажира
С момента возникновения конфликтной ситуации и до момента прекращения совершения недисциплинированным пассажиром противоправных действий (либо до момента его удаления с борта ВС) членам кабинного экипажа необходимо по возможности осуществлять непрерывную видеозапись:
Порядок действий членов КЭ перед вылетом (во время посадки пассажиров до закрытия дверей ВС и в случае возврата ВС на стоянку)
Инструкция по действиям персонала в случае нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС
Порядок действий ЧКЭ при нарушении пассажиром Правил поведения на борту ВС в полете
В случае продолжения пассажиром нарушения Правил поведения КВС принимает решение о передаче недисциплинированного пассажира в правоохранительные органы.
В случае отказа пассажира выполнить требование СБ необходимо заполнить бланк сообщения об инциденте, проставить в бланке отметку «невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна», подписать бланк у КВС и вручить копию недисциплинированному пассажиру до покидания им борта ВС. После удаления сотрудниками полиции недисциплинированного пассажира с борта ВС, передать сообщение об инциденте сотруднику дежурной смены САБ эксплуатанта (авиационного предприятия).
Посмотрите видео, чтобы узнать о правилах применения специальных средства сдерживания правонарушителей на борту ВС.
подготовка усмиренного нарушителя порядка к посадке в соответствии с установленными в авиакомпании процедурами
контроль состояния усмиренного нарушителя порядка (например, проверка последствий применения специальных средств сдерживания и контроль положения его тела для исключения
травмирования или удушения)
защита усмиренного нарушителя порядка от реакции других пассажиров (например, попыток физического нападения на нарушителя порядка в ответ на его
первоначальное поведение)
Члены экипажа ВС по согласованию с КВС объявляют пассажирам о прибытии в аэропорт назначения с указанием всем пассажирам оставаться на своих местах
в целях обеспечения прохода медицинских работников (в случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту ВС) и (или) прохода
сотрудников правоохранительных органов к нарушителю порядка, в отношении которого применены специальные средства сдерживания, для его вывода из пассажирской
кабины ВС.
Прекращение использования специальных средств сдерживания в отношении нарушителя порядка на борту ВС осуществляется по распоряжению КВС или при передаче нарушителя порядка сотрудникам правоохранительных органов.
Нарушитель порядка в пластиковых наручниках должен находится под постоянным контролем. Наручники и кисти рук следует проверять каждые 15 минут.
Это может включать, в числе прочего, следующее:
К наблюдению за усмиренным нарушителем порядка, при необходимости, следует привлечь ФПП. Вместе с тем, наблюдение со стороны ФПП за пассажиром-нарушителем не освобождает членов кабинного экипажа от обязанностей по контролю за его
состоянием.
Члены экипажа до завершения полета осуществляют наблюдение за нарушителем порядка на борту, в отношении которого применены специальные средства сдерживания.
Содействие сотрудникам правоохранительных органов на борту ВС
Наблюдение за нарушителем порядка на борту ВС
В случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна КВС по установленным каналам связи сообщает о необходимости оказания пострадавшим скорой медицинской помощи в аэропорту прибытия. Оказание скорой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в приоритетном порядке по отношению к выводу сотрудниками правоохранительных органов нарушителя порядка из пассажирской кабины ВС.
Члены экипажа ВС оказывают на борту ВС содействие сотрудникам правоохранительных органов.
Важно понимать, что не существует такого понятия, как «безопасное» сдерживание. На тему ограничения свободы лиц в учреждениях здравоохранения и правоохранительных органах было написано множество литературы. Эти исследования выявили целый ряд факторов, которые могут привести к травмам или смерти удерживаемого лица.
Факторы риска при применении специальных средств сдерживания
Это вся общая информация о том, каким образом могут быть нарушены правила поведения на борту
DEPU (Deportee Unaccompanied) – депортируемый пассажир, следующий без сопровождения
DEPA (Deportee Accompanied) – депортируемый пассажир, следующий в сопровождении эскорта
INAD (Inadmissible Person) – недопущенный пассажир
алкогольные напитки при обслуживании на борту ВС (пассажирам данной категории, а также лицам их сопровождающим)
места, расположенные в блоке кресел у аварийного выхода, не предоставляются
11
В случае нарушения депортируемыми пассажирами установленных правил поведения на борту ВС старший ГС через бортпроводника информирует КВС и принимает меры по нормализации обстановки, вплоть до применения средств ограничения свободы действий (пластиковые наручники, матерчатый фиксатор и т.п.).
Если пассажиры, имеющие статус депортируемого, отказываются возвращаться в пункты первоначального вылета (предписанные пункты) или своим поведением создают угрозу безопасности, принимается решение о выделении группы сопровождения (далее - ГС).
Сопровождение указанных лиц осуществляется силами ГС, формируемой, как правило, из числа специально подготовленных работников САБ эксплуатанта.
Не предоставляются:
При оформлении перевозки в бронирование пассажира вносятся соответствующие ремарки:
Как правило, депортируемые/недопущенные пассажиры перевозятся в классе Эконом. Депортируемым лицам и недопущенным пассажирам места предоставляются, по возможности, в хвостовой части ВС в блоке кресел с двумя или более креслами.
Как правило, депортируемые/недопущенные пассажиры перевозятся в классе Эконом. Депортируемым лицам и недопущенным пассажирам места предоставляются, по возможности, в хвостовой части ВС в блоке кресел с двумя или более креслами.
О наличии на борту ВС депортируемых/недопущенных пассажиров должны быть информированы КВС и члены кабинного экипажа.
Депортируемый пассажир – лицо, которое на законном основании допущено в страну ее властями или въехало в страну нелегально и которому некоторое время спустя власти официально приказывают покинуть страну.
Недопущенный пассажир – пассажир, которому отказано во въезде в страну ее властями либо отказано в дальнейшей перевозке в пункте транзита/трансфера перевозчиком или властями страны.
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
не имеют права проносить на борт ВС баллончики со слезоточивым газом и иные спецсредства, способные нанести вред пассажирам, членам экипажа
или воздушному судну
используют наручники для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (кроме женщин, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности)
выполняют задачу по конвоированию без огнестрельного оружия и располагают соответствующими средствами
ограничения свободы действий
обеспечивают отсутствие у арестованного оружия, веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и других потенциально
опасных предметов
ребенком/подростком
аварийными выходами
спасательным оборудованием
Перевозящимся под стражей пассажирам не должны предоставляться места в блоке кресел рядом с:
Численность караула определяется из расчета 3 человека на одного конвоируемого, с каждым последующим конвоируемым состав караула увеличивается на одного
человека.
В течение полета конвоируемые постоянно находятся под наблюдением конвоира, в том числе, во время посещения туалета. По усмотрению конвоиров, арестованному может подаваться еда, но без металлических приборов и ножа. Конвоирам и конвоируемым алкогольные напитки не предоставляются.
Количество осужденных и лиц, находящихся под стражей, при конвоировании на борту ВС не должно превышать 10 человек.
Выход пассажиров, перевозящихся под стражей, производится под контролем работников наземных служб после выхода других пассажиров, если иное не установлено требованиями государственных органов аэропорта прибытия.
Место конвоируемого пассажира должно быть не у прохода, места пассажиров конвоя – рядом с конвоируемым. По крайней мере, один конвоир должен находиться между конвоируемым лицом и любым проходом салона.
Посадка пассажиров, перевозящихся под стражей, производится под контролем работников наземных служб до начала посадки других пассажиров или в ином порядке, установленном требованиями государственных органов аэропорта вылета.
КОНВОИРЫ
Особенности перевозки лиц, находящихся под стражей
На этом изучение требований по обеспечению авиационной безопасности завершено.
12
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
Вы изучили дисциплину «Управление
безопасностью полетов»
нормативно-правовая база обеспечения АБ В ГА РФ
общие сведения о терроризме и АНВ
02
средства, используемые в террористических актах
Обеспечение мероприятий по урегулированию ЧС
основы обеспечения АБ в аэропорту
07
03
04
перевозка оружия
06
05
01
08
досмотр
Действия экипажа ВС в чрезвычайной обстановке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисциплина №5. Обеспечение авиационной безопасности.