Рады приветствовать вас в дисциплине про управление безопасностью полетов.
о курсе
обязанности эксплуатанта
05
Политика авиакомпании
в области БП
06
08
Управление рисками авиакомпании
Руководство по управлению безопасностью полетов
07
01
история появления и развития
02
цели, задачи и участники
04
Стандарты lAТA Operational Safety Audit (lOSA) и Стандарты ISAGO

нормативно-правовые документы, регулирующие СУБП

03
Вы узнаете следующих особенностях системы управления безопасностью полетов (СУБП):
Управление безопасностью полетов.
Дисциплина №4.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КУРСОМ:
01
Система управления безопасностью полетов (СУБП) -
системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.
Управление безопасностью полетов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, оценку и минимизацию рисков, связанных с эксплуатацией авиационного транспорта. Это важная составляющая общей системы авиационной безопасности и включает в себя различные аспекты, обеспечивающие защиту жизни пассажиров, членов экипажа и персонала аэропортов.
сИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ (субп)
Посмотрите небольшое видео про историю появления и развития системы обеспечения безопасности полетов.
15 февраля 2013 года Совет ИКАО принял Международные стандарты и Рекомендуемую практику «Управление безопасностью полетов» (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации). Документ вступил в силу 14 ноября 2013 года. Он является стандартом для государственных органов РФ и устанавливает обязанности государства по внедрению СУБП.
На основании статьи №15 Конституции РФ «Общепри-знанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
То есть, складывается следующая ситуация: ИКАО разрабатывает документы для авиационных администраций стран – участников соглашения, но в Российской Федерации данными документами могут руководствоваться авиакомпании, поскольку на основании данного пункта Конституции эти документы являются частью правовой системы РФ и их необходимо исполнять.
Каждое государство создает систему добровольного представления данных об инцидентах в целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, которые могут не фиксироваться в рамках системы обязательного представления данных об инцидентах.
Каждому государству следует поощрять создание сетей коллективного использования информации о безопасности полетов среди всех пользователей авиационных систем и содействовать свободному обмену информацией о фактических и потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов.
Если государство при анализе информации, содержащейся в его базе данных, выявляет вопросы безопасности полетов, представляющие интерес для других государств, то данному государству следует как можно скорее направить такую связанную с безопасностью полетов информацию этим государствам.
Глава 5 Приложения 19 регулирует порядок сбора информации для СУБП.
Обмен информации
Сбор данных по безопасности полетов
Анализ данных
по безопасности полетов
Каждое государство создает и ведет базу данных о безопасности полетов в целях содействия проведению эффективного анализа полученной информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, в том числе информации из своих систем представления данных об инцидентах, и в целях определения любых необходимых действий по повышению уровня безопасности полетов.
Каждое государство создает систему обязательного представления данных об инцидентах в целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов.
Защита информации
Система добровольного представления данных об инцидентах носит некарательный характер и предусматривает защиту источников информации.
Инструктивный материал по внедрению СУБП содержится
в Руководстве по управлению безопасностью полетов (РУБП) (Doc 9859, AN 474).
В мировой авиации действуют два стандарта, регулирующих некоторые части системы управления безопасностью полетов- IATA Operational Safety Audit (IOSA) и Стандарты ISAGO. Несмотря на то, что применение этих стандартов не является требованием авиационной администрации РФ, необходимо
знать их основные параметры
Концептуальные рамки для внедрения и поддержания функционирования СУБП состоят из 4 компонентов и 12 элементов:
Правительство Российской Федерации осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов.
03
02
Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной СУБП гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения СУБП поставщиков обслуживания.
01
Реализация государственной системы по управлению безопасностью полетов в РФ осуществляется в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
Постановление Правительства РФ от 12.04.2022 Nº 642 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с
международными стандартами Международной организации
гражданской авиации и признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации».
Воздушный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон, закрепляющий правовые основы использования воздушного
пространства РФ и деятельности в области авиации.
Основные положения статьи статьи 24 (примечания 1) содержат в себе требования:
Рассмотрим нормативные документы российского законодательства, которые регулируют СУБП.
02
назначение и обучение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов
распределение ответственности и обязанностей руководства и иных должностных лиц в области обеспечения безопасности полетов
01
03
порядок ведения документации по системе управления безопасностью полетов
порядок выявления, оценки и управления факторами опасности и риска в целях обеспечения их уменьшения
04
08
популяризацию вопросов безопасности полетов; представить
в ФАВТ данные о факторах опасности и риска
мониторинг изменений в области обеспечения безопасности полетов
07
05
координацию действий в случае возникновения факторов опасности и риска
контроль и количественную оценку эффективности обеспечения безопасности полетов
06
Постановление обязывает авиакомпании сформировать СУБП с учетом решаемых ими задач, которая содержит:
обеспечивает принятие корректирующих действий, необходимых для выдерживания показателей безопасности полетов
Требования заменяют ФАП - 246
В рамках системы управления безопасностью полетов определяется структура функций в вопросах обеспечения безопасности полетов эксплуатанта, в том числе и функции руководителей эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов.
Согласно ФАП 128, эксплуатант вводит систему управления безопасностью полетов, которая:
включает процессы определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков
Приказ Министерства транспорта РФ от 12 января 2022 г. Nº 10 "Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя
требованиям федеральных авиационных правил"
ФАП 128 Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.
обеспечивает проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов
обеспечивает постоянное улучшение обязательных показателей работы системы управления безопасностью полетов
Эксплуатант должен:
В документе содержатся требования по СУБП к эксплуатанту.
вести сбор и анализ данных бортовых регистраторов воздушных судов, на которых они установлены, обеспечивать защиту источников данных от использования в целях, отличных от обеспечения безопасности полетов. Обработка и анализ полетной информации должны осуществляться подразделениями эксплуатанта или привлеченными им организациями.
создать систему документации, в соответствии с которой функционирует СУБП.
установить и реализовывать процедуру для выявления и расследования отклонений от правил и процедур, установленных в его системе документации, которые могли бы стать причинами авиационного происшествия или серьезного авиационного инцидента.
создать условия для проведения расследований авиационных происшествий или инцидентов в сроки, установленные порядком, утвержденным в соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации.
обеспечивать исполнение процедур рассмотрения руководящим персоналом проблем, выявленных в ходе анализа информации о безопасности полетов, и информирование о результатах рассмотрения всего заинтересованного персонала.
осуществлять анализ информации по безопасности полетов в целях выявления факторов опасности связанных с эксплуатацией воздушных судов, и предоставлять результаты анализа руководителям подразделений эксплуатанта для предотвращения авиационных событий.
утвердить и довести до сведения всех сотрудников организации политику в области безопасности полетов, обозначающую приоритет вопросов обеспечения безопасности полетов в деятельности эксплуатанта и заявление о предоставлении ресурсов, необходимых для реализации данной политики.
разработать и внедрить СУБП
Разработанная эксплуатантом СУБП должно включать в себя определенные разделы.
04
Организационная структура, основные функции структурных
подразделений и порядок их взаимодействия при осуществлении
производственной деятельности, полномочия и ответственность
должностных лиц из числа руководителя
Порядок взаимодействия со сторонними организациями,
осуществляющими обеспечение полетов
Процедура доведения до сведения персонала и контроля исполнения
принятых управленческих решений
03
Система управления рисками, связанными с утомляемостью
02
01
Политика авиакомпании в области БП
Политики авиакомпании — это своды принципов и норм, регулирующих все аспекты ее деятельности. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности, качестве обслуживания и устойчивом развитии компании в условиях конкурентного рынка.
В ходе проверки соответствия заявителя, который планирует осуществлять коммерческие воздушные перевозки на пилотируемых воздушных судах с максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, а также на вертолетах с максимальной взлетной массой 3100 килограммов и выше, уполномоченный орган должен оценить, соответствует ли квалификация должностного лица, отвечающего за работу СУБП:
наличие опыта расследования авиационных событий
знание воздушного законодательства Российской Федерации в области подготовки и выполнения полетов, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов, требований к авиационному персоналу СУБП, а также ознакомление с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность
наличие практического опыта по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации не менее пяти лет
Политика авиакомпании в области БП
Политики авиакомпании — это своды принципов и норм, регулирующих все аспекты ее деятельности. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности, качестве обслуживания и устойчивом развитии компании в условиях конкурентного рынка.
В ходе проверки соответствия заявителя, который планирует осуществлять коммерческие воздушные перевозки на пилотируемых воздушных судах с максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, а также на вертолетах с максимальной взлетной массой 3100 килограммов и выше, уполномоченный орган должен оценить, соответствует ли квалификация должностного лица, отвечающего за работу СУБП:
наличие опыта расследования авиационных событий
знание воздушного законодательства Российской Федерации в области подготовки и выполнения полетов, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов, требований к авиационному персоналу СУБП, а также ознакомление с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность
наличие практического опыта по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации не менее пяти лет
В рамках своей Политики авиакомпания разрабатывает ряд документов в соответствии с требованиями стандартов РФ и стандартов и рекомендуемой практики международных организаций в области гражданской авиации.
четкий порядок действий персонала
инструктивные материалы, которые помогут структурным подразделениям, занимающимся вопросами обеспечения безопасности, в подготовке отчетов о рисках
В акиакомпании разработана специальная Процедура управления рисками БП, которая позволяет регламентировать:
Для управления рисками БП используется определенная Программа. Она определяет основные подходы и методы управления рисками безопасности полетов.
Документ также охватывает аспекты взаимодействия структурных подразделений с Комитетом по безопасности полетов и генеральным директором компании, что способствует более эффективному управлению рисками. В приложении №2 представлен принцип оценки рисков верхнего уровня, а также рисков, связанных с операционной деятельностью, что позволяет лучше понять и оценить воздействие различных факторов на безопасность полетов.
Процедура содержит «Инструкцию по проведению анализа рисков в области безопасности полетов» (Приложение №1), где подробно описан процесс формирования анализа рисков. Производственные структурные подразделения обязаны осуществлять составление такого анализа на основе ежеквартального мониторинга.
Управление рисками безопасности полетов — это систематический подход, направленный на идентификацию, оценку и минимизацию рисков, связанных с эксплуатацией воздушных судов. Эффективное управление рисками позволяет повысить безопасность полетов, предотвращать происшествия и снижать потенциальные угрозы.
Документ утвержден приказом генерального директора авиакомпании. Руководство сформировано в соответствии с концептуальными рамками СУБП.
Управление рисками
Авикомпания должна следовать требованиям Руководства по управлению безопасностью полетов. Оно освещает все аспекты СУБП, включая политику в области безопасности полетов, процедуры обеспечения безопасности полетов, обязанности работников в области обеспечения безопасности полетов и рекомендации по управлению чрезвычайными и кризисными ситуациями. Изложенные в Руководстве методы и процедуры соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и учитывают передовой мировой опыт по обеспечению безопасности полетов эксплуатантами воздушных судов.
Добровольные сообщения по безопасности полетов, включая конфиденциальные сообщения.
Сообщения могут представляться любым доступным способом:
Положения структурных подразделений по функционированию системы сообщений персонала которые включают:
02
Методики расчета индикаторов эффективности функционирования системы управления безопасностью полетов производственных подразделений – данные методики сформированы на основании перечня рисков операционной деятельности и в зависимости от производственного департамента, осуществляется расчет собственных показателей.
01
Документация структурных подразделений.
воспользовавшись ссылкой «Добровольное сообщение по вопросам безопасности полетов» на основном внутрикорпоративном сайте.
путем опускания письменного сообщения в специально предусмотренные в производственных структурных подразделениях ящики;
непосредственно руководству авиакомпании или руководству структурного подразделения в устной или письменной форме;
Обязательные доклады сотрудников по фактам авиационных событий.
Посмотрите небольшое видео, чтобы узнать подробнее про управление рисками авиакомпании.
При выявлении нарушений составляется инспекторское предписание или инспекторский бланк нарушений/отклонений в зависимости от вида проверки.
Контроль проводится путем проведения инспекторских проверок, расследования авиационных событий и аудитов. Эта деятельность осуществляется подразделением УБП и является его основными функциональными обязанностями.
Для обеспечения выполнения всех требований по управлению безопасностью полетов в обязательном порядке и на постоянной основе проводятся процедуры контроля.
Обеспечение и продвижение авиакомпании
Сообщения могут предоставляться любым доступным способом:
Руководители структурных подразделений ответственны за передачу и изучение новых приказов, указаний и информации по безопасности полетов среди авиационного персонала на встречах, учебных занятиях и в индивидуальном порядке. В дополнение к этому, в производственных зонах размещены информационные стенды, где выставлены копии основных материалов, относящихся к безопасности полетов.
Информирование сотрудников структурных подразделений осуществляется с помощью внутрикорпоративного сетевого ресурса отдела управления безопасностью полетов, а также через корпоративную автоматизированную систему управления документацией.
Сбор и распределение информации, касающейся обеспечения безопасности полетов, производится через департамент управления делами.
Анонимные сообщения рассматриваются на общих основаниях (без обратной связи). В департаменте управления безопасностью полетов работа с добровольными сообщениями персонала осуществляется в соответствии с документированной процедурой.
Функционирование системы сообщений регламентируется внутренними документами. Согласно им, руководитель структурного подразделения, к работе которого предъявлены претензии (либо сделаны предложения по совершенствованию работы структурного подразделения), должен в десятидневный срок:
Если сотрудник компании стал свидетелем авиационного инцидента или проявления опасного фактора, или если он был непосредственно вовлечен в данное событие, он обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю или сотруднику, ответственному за выполнение работ на воздушном судне. После этого информация должна быть незамедлительно передана в департамент управления безопасностью полетов, а также оперативному дежурному.
По решению работника его добровольное сообщение по безопасности полетов может быть конфиденциальным. Подача конфиденциальных сообщений осуществляется непосредственно руководителю (либо лицу, ответственному за работу системы добровольных сообщений персонала) в производственном структурном подразделении. В данном случае работнику гарантировано неразглашение его данных.
Система сообщений персонала по безопасности полетов работает в двух режимах:
системы добровольных сообщений, с описанием опасных факторов, способных отразиться на состоянии безопасности полетов
по электронной почте, воспользовавшись ссылкой «Добровольное сообщение по вопросам безопасности полетов» на основном внутрикорпоративном сайте.
опустив письменное сообщение в специально отведенные ящики в производственных структурных подразделениях
проинформировать автора сообщения о принятом решении и проведенных в этой связи мероприятиях (кроме анонимных сообщений)
разработать мероприятия по устранения отмеченных недостатков
определить причины события, описанного в добровольном сообщении
непосредственно руководству авиакомпании или руководству структурного подразделения в устной или письменной форме
системы обязательного предоставления данных об авиационных событиях
Главная задача работников компании в СУБП – сообщать о существующих опасностях.
Для привлечения персонала авиакомпании к активному участию в деятельности по предотвращению авиационных событий, совершенствованию профилактической работы и повышению уровня БП используется специальная система сообщений.
Посмотрите видео, чтобы узнать подробнее про культуру безопасности полетов в авиакомпании.
На этом изучение важной информации об управлении безопасности полетов в авиакомпании
стандартах IATA Operational Safety Audit (IOSA) и стандартах ISAGO
обязанностях
эксплуатанта
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
Вы изучили дисциплину
«Управление безопасностью полетов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
08
06
руководстве по управлению безопасностью полетов
04
03
07
нормативно-правовых
документах, регулирующих
СУБП
управлении
рисками
05
политике авиакомпании
в области БП
02
истории появления
и развития СУБП
целях, задачах
и участниках СУБП
01
Дисциплина №4. Управление безопасностью полетов.