BOEING 737NG
Рады приветствовать вас в уроке о конструкции самолета В 737NG.
о курсе
системы пассажирской
кабины
03
оборудование пассажирской кабины и кабины летного экипажа
02
конструктивные особенности самолета BOEING 737NG
01
В этой дисциплине вы узнаете:
В этой дисциплине вы узнаете:
  • 737 МАХ 7, МАХ 8, МАХ 9, MAX 10 (первый полет выполнен в 2016 году)
  • 737-600, -700, -700ER, -800, -900, -900ER, BBJ, BBJ2. Аэрофлот эксплуатирует ВСВ -737-800
  • 737-100: первая версия рассчитана на 85–100 пассажиров, а дальность полета — до 2775 км
  • 737-200: увеличенная версия вмещает до 130 пассажиров
Boeing 737 MAX:
Boeing 737 Next Generation (с 1997 года):
Некоторые модификации:
У Б-737, как и у остальных самолетов, есть специальные поверхности, служащие для обеспечения полета летательного аппарата на заданных режимах и маневрах. Поверхности подразделяются на первичные и вторичные. На иллюстрации можно рассмотреть первичные управляющие аэродинамические поверхности.
Корпус летательного аппарата (фюзеляж), служащий для размещения экипажа, пассажиров, груза и оборудования. Корпус является основой для крепления крыла, хвостового оперения и передней стойки шасси. Имеет силовую конструкцию в виде ребер жесткости, к которым крепится обшивка, звукоизоляция, утеплитель и декоративные панели.
Имеется три гидравлические системы. На каждую из основных систем работают по одному двигательному и одному электрическому гидронасосу. В нормальном полете электронасосы не используются.
На NG была установлена так называемая «стеклянная кабина», оснащенная ЖК-дисплеями и цифровыми системами. Большая часть этих систем была заимствована с Б-777, так же, как дизайн кабины и пассажирского салона. Общее количество деталей самолета сократилось на треть, что уменьшило его массу и улучшило управляемость.
Boeing 737 NG — двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными под крылом. Является самым массовым ВС в мировой гражданской авиации средней магистральной дальности.
Boeing 737 — семейство узкофюзеляжных ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов и транспортных самолетов. Самолет производится корпорацией Boeing с 1967 года.
10
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВС
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Винглеты (winglets) –опциональные вертикальные законцовки крыльев, которые существенно сокращающие расход топлива и улучшающие взлетно-посадочные характеристики
Элероны отклоняются в противоположные стороны и создают управление по крену
Киль
Стабилизатор
Рули глубины (высоты) – отклоняются синхронно и создают управление по тангажу
Руль направления – создает управление по курсу
К вторичным управляющим аэродинамическим поверхностям относятся:
закрылки
предкрылки
интерцепторы
спойлеры
Выпущенные предкрылки и закрылки увеличивают подъемную силу крыла на малых скоростях с большим углом атаки.
При посадке самолета выпускаются спойлеры и интерцепторы, которые служат воздушными тормозами и резко уменьшают подъемную силу крыла, что улучшает эффективность торможения.
В результате поперечное сечение гондолы двигателя получилось скорее треугольным, чем круглым. В промышленности такое решение прозвали «хомячение» (англ. — hamsterisation) из-за схожести двигателя с хомячьими щеками.
В Boeing 737 установлен CFM56 — турбореактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности. Он значительно больше в диаметре предыдущих моделей, поэтому был подвешен под крылом на пилонах, а от принципа встроенного двигателя отказались. Инженерам необходимо было расположить внутри двигателей необходимое оборудование для увеличения их мощности. Из-за малого клиренса двигатель был расширен только по горизонтали.
Наружное освещение Boeing 737 представлено несколькими приборами
Шасси установлены по классической трехопорной схеме, начиная с передней рулевой стойки. На каждой стойке шасси по два колеса. Основные стойки убираются в нишу шасси, расположенную в центроплане и не имеющую створок, таким образом колеса становятся аэродинамическими поверхностями.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Фонарь подсветки логотипа на киле
Взлетная, посадочная фара
Рулежная фара
Убирающиеся фары внизу центроплана

Воздух в кабину подается по двум независимым магистралям (холодная и горячая), а затем смешивается на выходе из трубопроводов системы кондиционирования.
В пассажирскую кабину подается непрерывный поток воздуха из атмосферы. Воздух поступает в пассажирскую кабину от компрессора двигателя, через два кондиционера, которые расположены в месте стыка плоскостей крыла и фюзеляжа.
Давление в кабине поддерживается автоматически в зависимости от высоты полета и при полете на высоте 10000 метров равно атмосферному давлению на высоте 2000-2200 метров («высота в кабине» 2000 метров).
Источники электроэнергии на ботру ВС

Люки для доступа в багажно–грузовые отсеки располагаются по правому борту ВС. Открываются с помощью вытягивающихся из фюзеляжа ВС ручек. Открытие люков происходит внутрь и вверх.
Боинг-737NG имеет два герметичных багажно–грузовых отсека для бесконтейнерной перевозки багажа и груза. Один расположен в передней части ВС, второй в хвостовой части ВС.
Это вся общая информация
о самолетах B 737 NG
11
оборудование пассажирской кабины
туалетные комнаты
06
кухни-буфеты
05
кабина летного
экипажа
03
оборудование пассажирской кабины
02
рабочие места (станции) бортпроводников
04
выходы пассажирской кабины
01
В этом разделе курса рассмотрим:
Выходы из пассажирской кабины
4 двери ВС Boeing 737 NG располагаются в передней и хвостовой частях ВС. Двери одинаковой конструкции, внутренний проем двери по размеру больше чем внешний, поэтому в полете дверь нельзя открыть из-за большого давления в пассажирской кабине.
Двери ВС по левому борту используются в качестве входных для экипажа, обслуживающего персонала, пассажиров. Двери правого борта – используются для сервисного обслуживания (загрузки/разгрузки)
Основные выходы, расположены в передней и хвостовой частях самолета. Все двери одинаковы по размерам и конструкции, открываются вовнутрь и далее наружу к носовой части ВС.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
На фюзеляже рядом с дверью имеются страховочные ручки.
Дверь оснащена ручкой открытия/закрытия двери и вспомогательной ручкой.
На двери 1L внизу слева расположена дополнительная вспомогательная ручка для открытия двери снаружи.
Надувной трап размещается в контейнере. Давление в баллоне наполнения трапа проверяется по манометру (стрелка манометра должна быть в зеленой зоне).

  • на двери – положение «DISARMED»
  • на фюзеляже, в замках на пороге двери - положение «ARMED».
Проверка двери по чек-листу
Штанга трапа устанавливается в двух положениях :
В открытом состоянии дверь должна быть установлена на фиксатор.

Если после постановки ВС на стоянку сообщение «PARKING POSITION» не поступило, СБ необходимо связаться с КВС.

После заруливания ВС на стоянку и выключения двигателей КВС информирует кабинный экипаж о завершении полета по РА «PARKING POSITION». СБ, получив информацию, подает команду бортпроводникам на перевод дверей в «DISARMED».

Схема передачи сигнала бортпроводниками

Перевод двери в положение «ARMED» перед вылетом самолета производится по команде старшего бортпроводника после закрытия всех дверей и отгона трапа/телетрапа.

Для закрытия двери изнутри необходимо:
Алгоритм перевода дверей в положение "DISARMED"
Алгоритм перевода дверей в положение "ARMED"
1. Незамедлительно доложить СБ.
2. СБ доложить КВС.
3. Действовать по указанию КВС.
При возникновении нештатных ситуаций во время перевода двери в положение «ARMED» необходимо:
Если по прилету дверь не переводится из «ARMED» в «DISARMED», то необходимо:
Аварийные выходы 2L\2R BC Boeing 737-800
1. Незамедлительно доложить СБ.
2. СБ доложить КВС.
3. Действовать по указанию КВС.
4. Не открывать дверь!
5. Не отходить от своей двери до прибытия технического персонала.

Перевод дверей в положение «DISARMED» и открытие дверей должно производиться по чек-листу, с использованием принципа «исполнитель – контроллер».
Люки открываются наружу - вверх и удерживаются в открытом положении.
Аварийные люки могут быть открыты как изнутри, так и снаружи ВС. Это люки навесного типа, т.е. они не являются заглушками.
Для открытия аварийных люков изнутри в аварийной ситуации, они оборудованы рукояткой открытия, которая расположена в верхней части люка и закрыта пластиковой крышкой. Автоматическое открытие люка обеспечивает рессорная система. Данная система установлена внутри фюзеляжа непосредственно над люком. Состоит из двух пружин, которые и позволяют люку автоматически открыться вверх. Что бы не повредить фюзеляж, рядом с этими пружинами установлен демпфер, препятствующий удару люка о фюзеляж. Люк полностью открывается за 2 секунды.
Замок блокировки аварийных люков (FLIGHT LOCK) - аварийные люки оборудованы замками, которые автоматически блокируются на время взлета, горизонтального полета и посадки ВС.
ВС имеет 4 люка на плоскость крыла – два слева и два справа по борту. Люки используются только в аварийной ситуации, открываются пассажирами, сидящими в рядах у аварийных люков. Перед вылетом члены кабинного экипажа проводят соответствующий инструктаж.
При необходимости повторного открытия двери СБ должен подать команду бортпроводникам на перевод всех дверей в положение «DISARMED». Только после перевода всех дверей в положение «DISARMED» можно приступать к повторному открытию двери.
Перед закрытием дверей необходимо внимательно осматривать проем и напольные замки крепления штанги-трапа на предмет отсутствия посторонних предметов.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Рукоятка открытия люка (закрыта пластиковой крышкой)
Стропа для закрытия люка (закрыта пластиковой крышкой)
Крепление каната на крыло
пассажирская кабина
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена пассажирская кабина самолета Boeing 737.
Рабочие места (станции) бортпроводников
Места на станциях, которые должны быть обязательно заняты бортпроводниками:
1L, 1R, 3L, 3LA и 3R.

В самолетах Б-737 станции кабинного экипажа (ЧКЭ) установлены в переднем и хвостовом вестибюлях. Минимальное количество бортпроводников по PПП – 5 человек.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Cтанция 1L/1R (два одинарных сиденья)
Станции 3L/3LA и 3R/3RA (одно двойное сиденье)
Оснащение станций бортпроводников BC Boeing 737-800 NG
ACP на станции 1L состоит из жидкокристаллического экрана и кнопочной панели. При касании панели активируется экран главного меню, при простое более 3 минут на экране появляется заставка.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Lighting – управление освещением в пассажирском салоне
Passenger Services – управление системой развлечения пассажиров, включение розеток.
Environment – управление температурой в пассажирском салоне
Maintenance – техническое обслуживание панели и программирование ( используется только техническим персоналом)
индикацией системы водоснабжения и смыва, температурой в зоне AFT
освещением раздельно по классам обслуживания, освещением в вестибюлях и станций бортпроводников
аварийным освещением
ACP на станции 3L также состоит из жидкокристал-лического экрана и кнопочной панели. Имеет меньший функционал, но возволяет управлять в пассажирской кабине:
КУХНИ-БУФЕТЫ
Буфетно-кухонные стойки оборудованы местами для установки и крепления тележек, полутележек и контейнеров, а так же мусоросборниками и дополнительными отсеками для размещения бытового имущества. G7 – сухая стойка-стойка, предназначена только для размещения БКО.
Буфетно-кухонные стойки располагаются в передней и хвостовой частях ВС и состоят из модулей G1, G2, G7, G4.
Кухни-буфеты оборудованы разными устройствами:
контейнер для охлаждения (WINE CHILLER)
шкаф электродуховой (ШЭД/OVEN)
аппарат для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)
аппарат для приготовления горячих напитков (АПГН)
Правила работы с аппаратом для горячих напитков (АПНГ)
Правила работы с аппаратом для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)

Правила работы со шкафом электродуховым (ШЭД/OVEN)

Правила работы со шкафом
для охлаждения (WINE CHILLER)

Основной функцией предохранителей является защита электрической цепи от повышенной нагрузки или короткого замыкания. Когда цепь перегружена, предохранитель срабатывает автоматически. Предохранитель может быть выключен принудительно.

На электрической панели кухни-буфета расположены предохранители, переключатели и световые индикаторы. Каждая кухня оборудована одной или несколькими электрическими панелями.
Туалетные комнаты на ВС Boeing 737 NG располагаются в передней части ВС (1 туалетная комната) А и в хвостовой части ВС (2 туалетные комнаты) D E.

ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена кабина летного экипажа самолета Boeing 737
Кабина летного экипажа
Для открытия:
  • нажать на кнопку-фиксатор на ручке форточки
  • перевести ручку форточки назад до упора
Форточка (правая) в кабине летного экипажа может быть открыта снаружи

Покидание производится по правилу «нога-голова-нога».

Для покидания кабины через форточки используются канаты, расположенные в потолочных нишах над местами КВС и второго пилота. Отсек хранения каната открывается нажатием красной кнопки, расположенной на крышке. Затем необходимо вытянуть канат и выбросить его через открытую форточку.
Если дверь кабины ЛЭ заблокирована, то в качестве аварийных выходов используются форточки.
Туалетные комнаты на ВС Boeing 737 NG располагаются в передней части ВС (1 туалетная комната) А и в хвостовой части ВС (2 туалетные комнаты) D E.

Аварийные выходы кабины ЛЭ
На этом изучение оборудования пассажирской кабины завершено
СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ
Система СПГУ, вызовов и сигнализации
Система освещения воздушного судна
Панели управления системами пассажирской кабины
В этом разделе курса рассмотрим основные
системы пассажирской кабины:
12
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена система освещения самолета Boeing 737.
Система освещения воздушного судна
Для того, чтобы не засорялся слив раковины:
  • не допускается удаление сетки из горловины слива
  • все жидкие отходы густой и окрашивающей консистенции должны выливаться в унитаз, в том числе чай и кофе, сладкие напитки (так как они при сливе за борт ВС через обогреваемые насадки будут окрашивать фюзеляж)
  • запрещается слив в нее отходов густой консистенции
Панель управления системой водоснабжения и удаления отходов помогает вовремя реагировать на изменения.
Контроль заправки ВС водой и слив туалетных баков находится в зоне ответственности 3L, обязательный доклад СБ.
При нажатии на клавишу смыва в туалете происходит импульс в 7 секунд подачи воды в унитаз с одновременным открытием замка горловины унитаза. Повторное нажатие на клавишу смыва рекомендовано только после 15 секундной задержки, так как это время необходимо системе подготовить следующий импульс подачи смыва.

Вода в раковины туалетных комнат и кухонь поступает из одного бака объемом около 150 л под давлением, создаваемым компрессором. Из раковин кухонь и туалетных комнат вода сливается за борт через специальные обогреваемые насадки под давлением. При заправке водой ВС на земле подача смеси в унитаз невозможна.
Система водоснабжения и удаления отходов
В раковины туалетных комнат подается горячая и холодная вода. Подогреватель воды расположен под раковиной, в каждой туалетной комнате.
В сливной горловине унитаза имеет клапан, который открывается при подаче воды и через определенный промежуток времени закрывается. При неисправности клапана (постоянный шум, свист из унитаза) возможно его перекрытие в полете вручную. Для этого необходимо, потянув на себя фиксатор расположенный в нижней части унитаза, выдвинуть Т-образную ручку запорного клапана, на себя до упора. Использование туалета невозможно, необходимо закрыть.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Переключатель режимов работы для регулировки температуры нагрева воды:
LOW – примерно 40ºC
MEDIUM – примерно 46ºC (рекомендованное положение)
HIGH – примерно 51ºC
Переключатель для включения/выключения (ON/OFF)
Индикатор работы нагревателя. При включении и работе нагревателя в нормальном режиме светится оранжевым.
Для перекрытия воды используются специальные краны.
Если вода непрерывно течет из любого устройства буфетно-кухонной стойки (крана раковины, кофеварки, кипятильника), раковины туалета, следует перекрыть систему подачи воды, установив кран системы в положение «OFF».
Для перекрытия воды используются специальные краны.
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена система СПГУ, вызовов и сигнализации самолета Boeing 737.
Система СПГУ, вызовов и сигнализации
На этом изучение информации о конструкции самолета BOEING 737NG завершено
Вы изучили урок о конструкции
самолетов BOEING 737NG
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
нюансы работы с различными системами
03
02
конструктивные особенности самолетов семейства BOEING 737
оснащение пассажирской кабины
01
Дисциплина №2. Основы Конструкция самолетов