BOEING 777-300
Рады приветствовать вас в уроке о конструкции самолета В-777 300.
о курсе
системы пассажирской
кабины
03
оборудование пассажирской кабины и кабины летного экипажа
02
конструктивные особенности самолета BOEING 777-300
01
В этой дисциплине вы узнаете:
В этой дисциплине вы узнаете:
ВС стала второй по величине в линейке Boeing после флагмана 747.
  • полностью программируемая авионика
  • стеклянная кабина (Glass Cockpit) с жидкокристаллическими дисплеями Honeywell
  • оптоволоконная сеть авионики
На ВС B-777, как и у остальных самолетов, есть специальные поверхности, служащие для обеспечения полета летательного аппарата на заданных режимах и маневрах – управляющие аэродинамические поверхности.
Наряду с системой fly-by-wire для удобства пилотов оставлены привычные штурвальные колонки. Пилоты, используя органы управления в кабине экипажа, осуществляют управление самолетом по тангажу, крену и рысканию. Система управления fly-by-wire также оборудована защитой параметров полета, которая следит за тем, чтобы движения пилотов на рычагах управления не выходили за установленные пределы полетной конфигурации. Также система предотвращает опасные маневры. Правда, в случае аварийной необходимости, система может быть отключена по команде пилота, если это будет признано необходимым.
  • полностью цифровая электродистанционная система управления (fly-by-wire)
ВС B-777 оснащен передовыми технологиями:
ВС B 777-200 и его варианты являются базовыми моделями, модель В 777-300 появилась в 1998 году и является удлиненной версией.
Длина фюзеляжа определяет количество пассажиров и объем коммерческой загрузки (багаж, почта, груз), которые может перевезти самолет.
Для обозначения ВС  Boeing 777 использует две характеристики: длина фюзеляжа и дальность полета.
пять пассажирских самолетов (777-200, 777-200ER, 777-200LR, 777-300, 777-300ER),а также грузовую модификацию (777 Freighter).
Семейство Boeing 777 объединяет шесть модификаций:
ВС разработан в начале 1990-х, совершил первый полет в 1994 году, а в эксплуатации в мире с 1995 года.
ВС Boeing 777 (Triple Seven или T7 – «три семерки») – семейство широкофюзеляжных пассажирских самолетов для авиалиний длительной продолжительности.
13
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВС
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Спойлеры расположены на верхней части крыла и используются для уменьшения подъемной силы крыла и торможения.

Симметричный подъем спойлеров на обеих консолях крыла приводит к резкому уменьшению подъемной силы и торможению самолета при посадке на ВПП.
Механизация передней (предкрылки) и задней (закрылки) кромок крыла используется при взлете и посадке для улучшения взлетно-посадочных характеристик.
Элероны - используются для управления по крену. На каждой плоскости крыла расположено по 1-му элерону.
Руль высоты – предназначен для управления по тангажу.
Киль и руль направления (состоит из 2-х частей) используются для достижения устойчивости и управляемости по курсу.
Стабилизатор - расположен в задней части фюзеляжа и используется для обеспечения устойчивости по тангажу.
Источники электроэнергии на борту
На ВС Аэрофлота установлены двигатели фирмы General Electric.
Позади заднего багажника расположен «bulk», в который осуществляется коммерческая загрузка только «навалом», люк расположен с правого борта.
В самолете имеется два багажных грузовых отсека (БГО) – передний и задний, в которые загружаются стандартные контейнеры и паллеты.
При неисправности панели или отсутствия связи с пилотской кабиной температура автоматически устанавливается + 21º по Цельсию.
Регулировать температуру можно в пределах +/- 6º от температуры, установленной в пилотской кабине для этих зон.
Температура в каждой зоне пассажирского салона контролируется на панели CSCP и CACP, расположенных возле станций СБ, 2L и 5R».
Самолет может продолжить взлет с полной коммерческой загрузкой при отказе одного из двигателей.
ВС В-777-300 ER является дальнемагистральным двухдвигательным самолетом.
Это вся общая информация о самолетах
BOEING 777-300
14
оборудование пассажирской кабины
туалетные комнаты
06
кухни-буфеты
05
аварийные выходы пассажирской кабины
03
оборудование пассажирской кабины
02
рабочие места (станции) бортпроводников
04
кабину летного экипажа
01
В этом разделе курса рассмотрим:
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена пассажирская кабина самолета Boeing 777-300.
Пассажирская кабина
Выходы из пассажирской кабины
Двери 3L/3R используются только для эвакуации.
Двери 4L/4R ввиду их близкого расположения к крылу используются в случае крайней необходимости.
Двери оборудованы системой автоматического открытия EPAS (Emergency Power Assist System), которая срабатывает при открытии двери в положении «ARMED». В открытом положении дверь должна быть установлена на фиксатор.
Двери 1, 2, 4 и 5 являются основными. Двери 1L, 2L, 5L являются входными, используются для посадки и высадки пассажиров.
ВС В-777-300 ER имеет 5 дверей с каждого борта. Двери левого борта являются входными, правого – загрузочные.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Световые табло «Выход» находятся над дверью и в нижней части двери
На фюзеляже рядом с дверью имеются симметрично расположенные страховочные ручки
Селектор двери позволяет устанавливать штангу трапа/плота в двух положениях: на двери – положение «DISARMED» и в замках на пороге двери – положение «ARMED».
Селектор оборудован защитной крышкой, ручкой селектора, индикатором положения селектора.
Ограничительный ремень убирается в проем двери
Ручка открытия/закрытия двери (с ручкой двери соединен декомпрессионный клапан) и рычаг фиксатора двери в открытом положении (вспомогательная ручка)
Надувной трап/плот размещается в контейнере на двери. Стрелка манометра баллона наполнения трапа/плота должна находиться в зеленой зоне.
Индикаторы в нижней части двери служат для визуальной проверки положения штанги трапа-плота. Черный цвет – на двери (положение DISARMED). Желтый цвет – в напольных замках (положение ARMED).
В положении селектора «ARMED»:
При повороте ручки открытия дверь автоматически откроется, трап выпадет наружу, произойдет его развертывание и наполнение.
  • штанга трапа/плота фиксируется в замках на пороге двери
  • подключается система автоматического открытия двери EPAS
Система автоматического открытия двери EPAS отключена и дверь открывается вручную без развертывания и наполнения трапа/плота.
В положение селектора DISARMED» штанга трапа/плота не зафиксирована напольными замками, а находится на двери.
В результате ручка селектора фиксируется в положение «DISARMED» (в зеленом секторе), индикаторы желтого цвета в нижней части двери исчезнут.
3. Закрыть защитную крышку.
2. Перевести ручку селектора до упора вправо в положение «DISARMED».
1. Поднять защитную крышку (фиксируется в верхнем положении).
Перевод селектора в положение «DISARMED»:
В результате ручка селектора фиксируется в положении «ARMED» (в красном секторе), в нижней части двери появятся индикаторы желтого цвета.
3. Закрыть защитную крышку.
2. Перевести ручку селектора до упора влево в положение «ARMED».
1. Поднять защитную крышку (фиксируется в верхнем положении).
Перевод селектора в положение «ARMED»:
Алгоритм перевода дверей в положение "DISARMED"
Алгоритм перевода дверей в положение "ARMED"
Соблюдайте меры предосторожности при открытии и закрытии дверей!
При открытии основной двери снаружи в положении «ARMED» в момент вытягивания наружной ручки открытия из углубления двери селектор автоматически переводится в положение «DISARMED»
действовать по указанию КВС
СБ положить КВС
незамедлительно положить СБ
При возникновении нештатных ситуаций во время перевода селекторов в положение «ARMED» необходимо:
  • незамедлительно положить СБ
  • СБ положить КВС
  • действовать по указанию КВС
  • дверь не открывать!
  • не отходить от своей двери до прибытия технического персонала
Если по прилету селектор не переключается из «ARMED» в «DISARMED», то необходимо:
Двухдорожечные надувные трапы 3L/3R размещаются в фюзеляжных нишах за крылом. Трапы развернуты под углом к фюзеляжу. Угол разворота обеспечивается наличием рампы.
Отличительными особенностями дверей 3L/3R является отсутствие контейнера с трапом, манометра баллона газонаполнения трапа и индикаторных окошек в нижней части двери.
Аварийные выходы 3L/3R относятся к дверям типа «А» и расположены над крылом. Конструктивно они схожи с основными дверями.
При необходимости повторного открытия двери СБ должен подать команду бортпроводникам на перевод всех дверей в положение «DISARMED». Только после перевода всех дверей в положение «DISARMED» можно приступать к повторному открытию двери.
Обратите внимание, что перед закрытием дверей необходимо внимательно осматривать проем и напольные замки крепления штанги-трап на предмет отсутствия посторонних предметов.
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена кабина летного экипажа самолета Boeing 777.
Кабина летного экипажа
Рабочие места (станции) бортпроводников
 На всех основных станциях находятся контрольные панели бортпроводников ASP (Attendant Switch Panel).
Основными станциями являются станции СБ, 1L/R, 2L/R, 3L/R, 4L/R, 5L/R. Дополнительные станции – 2LA, 2RA.
На ВС В-777-300 ER установлено 13 станций бортпроводников, расположенных у каждого выхода ВС. Станции имеют однотипную конструкцию.
КУХНИ-БУФЕТЫ
Стойка А4 не имеет подвода воды и является «стоком».
Они состоят из нескольких модулей, имеющих следующие обозначения:
  • FWD (передняя) – F1, F2, F3
  • MID (средняя) – M1, M2
  • MID* (за крылом) – M5, M7
  • AFT (хвостовая) – A1, A2, A3, A4
На ВС спроектированы 4 кухни.
Кухни-буфеты оборудованы разными устройствами:
Наличие оборудования различается в зависимости от класса, Эконом или Бизнес (на фото пример кухни эконом-класса).
контейнер для охлаждения (WINE CHILLER)
шкаф электродуховой (ШЭД/OVEN)
аппарат для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)
аппарат для приготовления горячих напитков (АПГН)
Правила работы с аппаратом для горячих напитков (АПНГ)
Правила работы с аппаратом для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)

Правила работы со шкафом электродуховым (ШЭД/OVEN)

Правила работы со шкафом
для охлаждения (WINE CHILLER)

Основной функцией предохранителей является защита электрической цепи от повышенной нагрузки или короткого замыкания. Когда цепь перегружена, предохранитель срабатывает автоматически. Предохранитель может быть выключен принудительно.

На электрической панели кухни-буфета расположены предохранители, переключатели и световые индикаторы. Каждая кухня оборудована одной или несколькими электрическими панелями.
Особенности туалетных комнат на ВС Б-777

Туалетный модуль 4L имеет увеличенные размеры для обеспечения транспортировки больного на инвалидном кресле-коляске.
В раковинах туалетных комнат установлены съемные пробки. Во время предполетной подготовки члены кабинного экипажа контролируют наличие пробок. Об отсутствии пробки следует доложить СБ. СБ информирует КВС и наземный персонал.
Пространство туалета у двери 4L увеличено. Это позволяет пользоваться туалетом пассажирам на инвалидных колясках (ailе chair).
Все туалеты оборудованы пеленальными столиками и поручнями для лиц с ограниченными физическими возможностями.
На ВС В-777-300 установлено 10 туалетных комнат. Каждый туалет оснащен раковиной с подачей горячей и холодной воды, индивидуальной вентиляцией, розеткой для электробритв, кнопкой вызова бортпроводника, табло «Вернитесь на место».
ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ
На этом изучение оборудования пассажирской кабины завершено
СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ
Система СПГУ, вызовов и сигнализации
Система освещения воздушного судна
Панели управления системами пассажирской кабины
В этом разделе курса рассмотрим основные
системы пассажирской кабины:
15
Панели ASP различаются не только местом расположения, но и набором функций
Для управления системой CSS, помимо панелей управления CSCP и CACP, используются контрольные панели ASP (Attendant Switch Panel). Они расположены на всех основных станциях, а также на дополнительных станциях 2LA, 2RA.
Для управления CSS системой обслуживания пассажирской кабины используются:
Cabin Area Control Panel (CACP) – панели управления зонами пассажирской кабины, расположены на станциях 2L и 5R
Cabin System Control Panel (CSCP) – панель управления системами пассажирской кабины, расположена на станции СБ
  • Система вещания (РА)
  • Система внутренней телефонной связи (CI)
  • Система освещения
  • Сигнализация эвакуации
  • Детекторы дыма
  • Система пассажирских вызовов
  • Пассажирские световые табло
  • Система кондиционирования и контроля температуры воздуха
  • Индикация положения дверей
  • Системы водоснабжения и смыва
Работу всех сервисных систем пассажирской кабины контролирует компьютеризированная система CSS (Cabin Service System). Система обслуживания пассажирской кабины управляет работой следующих систем:
Панели управления системами пассажирской кабины
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Включение сигнала к эвакуации, отключение звука сигнала в данной зоне, световая индикация сигнала
Включение и выключение рабочего освещения
Выбор запасного режима работы системы внутренней связи (СI), при отказе обычного режима (NORM)
  • Включение аварийного освещения
  • Проверка аварийного освещения (тестовый режим)
Для технического персонала
ALC (Aircraft Light Control) – функция перезагрузки системы освещения в полёте
Управление системой водоснабжения
Главное меню (дверь 1L) появляется после нажатия надписи CABIN CONTROLS, на панели CSCP, на панелях CACP (двери 2L и 5R) главное меню появляется сразу (на них нет функции CABIN MAINTENANCE). Доступ к нужной сервисной системе осуществляется нажатием на соответствующую надпись.
Панель управления системами пассажирской кабины (CSCP) на станции 1L отвечает за управление системами пассажирской кабины и техническое обслуживание систем пассажирской кабины.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
PTT – самый высокий приоритет вещания, например, при необходимости оказания медицинской помощи. На панели AIP статус вещания будет обозначаться красным цветом.
Более приоритетным режимом вещания являются PRIO, PA, PTT (вариант: PA, PRIO, PTT). Например, если ВС вошло в зону турбулентности и информационное сообщение о необходимости застегнуть ремни безопасности должно прервать сообщение сервисного характера. На панели AIP статус вещания будет обозначаться оранжевым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Стандартный режим вещания через СПГУ имеют комбинации клавиш PA, 1/2, PTT для вещания по классам обслуживания. Такие вызовы на панели AIP обозначается серым цветом.
Разберем по порядку каждый раздел панели управления. Начнем с раздела LIGHTING.
Теперь рассмотрим раздел SERVICE CALL/CHIME
CONTROL MENU.
При неисправности панели или отсутствии связи с пилотской кабиной температура автоматически устанавливается +21 градус по Цельсию.
Раздел CABIN TEMPERATURE позволяет регулировать температуру в пределах +/- 6 градусов по Цельсию от предустановленного значения (в пределах от +18 до +29).
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Индикация выбранной зоны
Прокрутка выбора зон
Индикация температуры в пассажирской кабине по Цельсию и Фаренгейту
Окно с индикацией температуры, предустановленной пилотами, и кнопки изменения
Кнопки изменения температуры на 1 градус по Цельсию: вверх (увеличение) или вниз (уменьшение).

Для изменения температуры к значению предустановленному в пилотской кабине необходимо выбрать зону пассажирской кабины, нажать на кнопку AREA RESET.
Кнопка возврата температуры к значению, установленному в пилотской кабине
Рассмотрим раздел WATER / WASTE TANK STATUS.
Приоритет появления окон:
Если одновременно появляются два предупреждения, то происходит наложение одного окна на другое. Более важное предупреждение остается впереди, наслаиваясь на менее важное.
На панелях CSCP и CACP могут появляться блокирующие и предупреждающие окна. Появление предупреждения предполагает определенные ответные действия экипажа.
Есть еще несколько нестандартных ситуаций, требующих внимания бортпроводников.
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена система освещения самолета Boeing 777.
Система освещения
Система водоснабжения и удаления отходов
Панель управления системой водоснабжения и удаления отходов размещена на станции бортпроводников 5R «Water System/Водоснабжение». 
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
При необходимости (например течь воды при закрытых кранах кухонь или туалетов, течь из под пола и т.д.) для сброса давления в водных магистралях необходимо:
1. Поднять защитную крышку.
2. Нажать на кнопку OFF.
3. Убедиться, что индикация OFF светится.
Если кнопка-индикатор OFF подсвечена, значит, что давление в системе водоснабжения отсутствует и поступление воды ко всем потребителям невозможно.
Кнопка-индикатор OFF отвечает за сброс давления в водных магистралях при наличии воды на ВС. В нормальном положении индикация OFF не подсвечена, а значит давление в системе водоснабжения присутствует.
При отказе работоспособности основной помпы нагнетающей давление в водных магистралях необходимо:
1. Поднять защитную крышку.
2. Нажать на кнопку OVERRIDE.
3. Убедиться, что желтая индикация светится (резервная помпа активирована).
Кнопка-индикатор OVERRIDE отвечает за запуск резервной нагнетающей помпы «вручную» в водных магистралях.

Кнопка-индикатор FAULT используется только техническим персоналом!
Давление в водных магистралях создает электрическая помпа. При отказе работоспособности основной помпы включается резервная помпа. Она может быть включена как в автоматическом режиме, так и вручную с панели бортпроводника.
Вода в систему водоснабжения поступает из 3-х водяных баков, установленных в грузовом отсеке. Максимальное количество заправленной воды – 1306 л. Индикация наполнения баков отображается на панелях CSCP и CACP.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Сброс воды из раковин кухонь и туалетов осуществляется за борт через 2 обогреваемых сливных насадка
Водная магистраль для подачи воды в раковины кухонь и туалетов
Каждый бак емкостью по 314 литров, общая вместимость – 942 л.
Удаление отходов из унитазов в сливной бак. Отходы из унитазов поступают в 3 сливных бака, расположенных под полом пассажирской кабины в грузовом отсеке.
В системе водоснабжения и удаления отходов могут происходить ситуации, которые требуют немедленного реагирования
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена система СПГУ, вызовов и сигнализации самолета Boeing 777.
Система СПГУ, вызовов и сигнализации
На этом изучение информации о конструкции самолета BOEING 777-300 завершено
Вы изучили урок о конструкции
самолетов Boeing 777-300
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
нюансы работы с различными системами
03
02
конструктивные особенности самолетов семейства BOEING
777-300
оснащение пассажирской кабины
01
Дисциплина №2. Основы Конструкция самолетов