Рады приветствовать вас на курсе «Периодическая подготовка членов кабинного экипажа». (Модуль №1) Он нацелен на повышение правовой грамотности членов кабинного экипажа. Курс будет разделен на несколько дисциплин.
о курсе
требования внутригосударственного воздушного права
03
требования международного воздушного права
02
общие руководства
по производству полетов
04
аспекты, регулирующие деятельность персонала
на борту воздушного судна
01
В этой дисциплине вы узнаете:
Основы воздушно-правовой
подготовки.
Дисциплина №1.
В этой дисциплине вы узнаете:
01
Международное воздушное право – cовокупность правовых норм и принципов, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Начнем изучение основ воздушно-правовой подготовки
с международного воздушного права.
Источниками современного воздушного права являются
следующие международные конвенции:
ОСНОВЫ ВОЗДУШНО-
ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Монреальская конвенция 1971г.
О борьбе с незаконными актами
О борьбе с незаконным захватом воздушных судов
Гаагская конвенция 1970г.
О международной гражданской авиации
Чикагская конвенция 1994г.
О преступлениях и некоторых других актах,
совершаемых на борту воздушных судов
Токийская конвенция 1963г.
Об унификации некоторых правил
международных воздушных перевозок
Варшавская конвенция 1929г.
О принципах и нормах, используемых
для регулирования воздухоплавания
Парижская конвенция 1919г.
Ответственность в международном
воздушном праве
Две международные авиационные организации занимают особое место, поэтому мы посвятили им видеоролики.
В отдельную группу можно выделить Европейские организации по воздушному праву:
Полеты в пределах государственной территории имеют свои особенности и регулируются законодательством каждой конкретной страны. Однако, есть определенные общие принципы и стандарты, которые широко применяются в международной практике:
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Воздушное судно обладает определенной национальной принадлежностью, которая определяется по факту его регистрации в том или ином государстве
Судно, зарегистрированное на территории
какого-либо государства находится под защитой этого государства
Зарегистрированное судно заносится в государственный реестр. Факт регистрации судна в определенном государстве нельзя путать с фактом владения этого судна
Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца)
Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца)
некоторые положения описаны в третьей главе Токийской Конвенции «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС», которая была подписана в 1963 году
01
некоторые требования изложены в статье 32, 33 Чикагской Конвенции 1944

02
!
В целом же правое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации судна.
Правовой статус судна и экипажа не изменяется при пересечении границ. В международном воздушном праве нет документа, который в целом бы определял правовое положение экипажа:
Далее расскажем об особенностях правовых аспектов Воздушного Кодекса РФ.
На этом изучение первого раздела "Дисциплины №1. Основы воздушно-правовой подготовки" завершено.
Принят Государственной думой
19 февраля 1997 года
01
02
Основным законодательным актом внутреннего Воздушного права в РФ является Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ. Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
В этом разделе курса рассмотрим основные статьи Воздушного кодекса РФ по подготовке и выполнению полетов, а также требованиям к воздушным судам и членам экипажа.
Состоит из 137 статей в 18 главах
04
Вступил в действие 1 апреля 1997
03
Одобрен Советом Федерации
5 марта 1997 года
02
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Устанавливает правовую основу для организации и функционирования гражданской авиации, включая установление требований к эксплуатации воздушных судов, безопасности полетов, сертификации авиапредприятий и лицензирования персонала.

Гражданская авиация осуществляет перевозку пассажиров и грузов в коммерческих и некоммерческих целях.
Воздушное право РФ классифицирует авиацию по нескольким видам, определяя их правовой статус и регулируя их работу:
Работа регулируется статьей 21 Воздушного кодекса РФ:
гражданская
01
02
устанавливает требования к эксплуатации и обслуживанию воздушных судов, организации государственных авиапредприятий и квалификации персонала
определяет правовые основы использования авиации для государственных нужд, включая оборонные, безопасностные, поисково-спасательные и другие операции
Государственная авиация служит для обеспечения государственных нужд, таких как оборона, безопасность, пожарно-спасательные операции и т.д.
Работа регулируется статьей 22 Воздушного кодекса РФ:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
01
02
определяет требования безопасности и контроля для проведения исследований и разработок в области авиации

устанавливает правила и процедуры проведения экспериментальных полетов, сертификации и разрешения на использование экспериментальных воздушных судов
Экспериментальная авиация используется для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной техники и других видов техники, а также для обеспечения летных исследований и испытаний.
Работа регулируется статьей 23 Воздушного кодекса РФ:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Статья 23 Воздушного Кодекса Российской Федерации
определяет понятие воздушного судная
Статья 34
Устанавливает требования по использованию и размещению обозначений, таких как регистрационные номера, аэродромные
идентификаторы, государственные ознакомительные знаки и другие, чтобы обеспечить идентификацию воздушных судов,
а также безопасность и прозрачность авиационных операций.
Обозначения являются обязательными и должны быть читабельными и различимыми как на земле, так и в воздухе.
Воздушное судно - это любое
устройство, предназначенное
для полетов в атмосфере с помощью аэродинамическойсилы и находящееся в состоянии смены положения и движения в пространстве путем управления пилотом или автоматическими системами.
Статья 23 Воздушного Кодекса Российской Федерации
регулирует вопросы аэродромов и аэропортов.
аэродром
Комплекс инженерных сооружений, который включает непосредственно:
• Летное поле (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки оперативного обслуживания ВС)
• Объекты комплекса управления воздушным движением (командно-диспетчерский пункт КДП, метеослужба аэродрома, средства радиолокационного, радиотехнического и светотехнического оборудования)
• Объекты служб инженерно-технического обеспечения полетов (производственные площадки, цеха, ангары, технические
и складские помещения)
• Объекты служб аэродромно-технического обеспечения (склады материально- технического снабжения, служба ГСМ, служба аэродромно-технического имущества, автопарк спецавтомобилей, пожарная станция, помещения службы безопасности (на военных — охраны и обороны).
Аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором, в установленном законодательством РФ порядке, функционирует пункт пропуска через государственную границу.
Международный аэропорт
Комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
АЭРОПОРТ
Статья 40 устанавливает требования
и правила в отношении проектирования, строительства, оборудования, эксплуатации и безопасности аэродромов и аэропортов, а также определяет ответственность за выполнение этих требований.
Далее расскажем о требованиях Руководства к производству полетов.
На этом изучение второго раздела "Дисциплины №2. Основы воздушно-правовой подготовки" завершено.
03
В ближайшее время вы узнаете о правилах и процедурах, которые должны соблюдаться авиационным персоналом согласно нормативным документам.
РУКОВОДСТВО ПО ПРОИЗВОДТСТВУ ПОЛЕТОВ
Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям Федеральных авиационных правил, а именно «Требованиям
к членам экипажа воздушных судов, специалистам
по техническому обслуживанию воздушных судов
и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утвержденным 12 сентября 2008 года N147) и имеет действующее свидетельство с надлежащими квалификационными отметками
В авиационной практике всего мира грамотная организация и управление полетами являются ключевыми факторами для обеспечения безопасности и эффективности авиаперевозок. Каждое воздушное судно, экипаж и технический персонал обязаны придерживаться ясных правил и процедур, описанных в руководствах по летной деятельности.
Перед полетом экипаж удостоверяется в том, что на борту воздушного судна имеется необходимое оборудование в работоспособном состоянии:
Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения:
• В состоянии алкогольного опьянения
• Под влиянием любых психоактивных веществ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
ЗАПРЕЩЕНО
Рабочее время члена экипажа ВС состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
Отдых

• ежедневный (отдых между полетными сменами)
• еженедельный непрерывный (выходные дни)
• ежегодный (отпуск основной и дополнительный)
Отдыху члена экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого он свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое может
использовать по своему усмотрению:
Рабочее время и время отдыха членов экипажей подлежит обязательному учету.
Работа авиационного персонала строго регламентирована Руководством по производству полетов, а также Операционным руководством. Какая между ними взаимосвязь и какие требования необходимо соблюдать, узнаете из видео.
Рабочее время
Работа авиационного персонала строго регламентирована Руководством по производству полетов, а также Операционным руководством. Какая между ними взаимосвязь и какие требования необходимо соблюдать, узнаете из видео.
Предлагаем пройти его прямо сейчас, чтобы оценить полученные знания.
Вы освоили весь теоретический материал и теперь точно готовы пройти
финальный тест.
На этом изучение третьего раздела "Дисциплины №2. Основы воздушно-правовой подготовки" завершено.
04
общие руководства
по производству полетов
требования внутригосударственного воздушного права
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
Вы изучили «Дисциплину №1. Основы воздушно-правовой подготовки.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
04
03
02
аспекты, регулирующие деятельность персонала
на борту воздушного судна
требования международного воздушного права
01
Дисциплина №1. Основы воздушно-правовой подготовки.