А-330 AOC AFL
Рады приветствовать вас в уроке о конструкции самолета А-330.
о курсе
системы пассажирской
кабины
03
оборудование пассажирской кабины и кабины летного экипажа
02
конструктивные особенности самолета Airbus 330
01
В этой дисциплине вы узнаете:
В этой дисциплине вы узнаете:
Обозначение ИКАО:
ВС А-330 – широкофюзеляжный, дальнемагистральный, моноплан, низкоплан, со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением, с двумя турбовентиляторными двигателями.
Первый полет состоялся 2 ноября 1992 года, а эксплуатация данной модели началась в январе 1994 года. ВС Airbus A-330 изначально создавался в качестве конкурента самолету Boeing 767. В модельном ряду представлены модификации ВС A-330-200 и A-330-300.
Официально его разработка началась в 1987 году, хотя исследовательские работы в области создания вместительного самолета дальнего действия (проект ТА9 ТА) велись компанией Airbus с 1980 года.
Широкофюзеляжный самолет Airbus A-330 предназначен для полетов на авиалиниях большой протяженности.
для ВС A-330-300 – A333 («333»)
для ВС A-330-200 – A332 («332»)
04
а-330 аос afl
Различия в расположении топливных баков моделей А-330 вы можете увидеть на иллюстрации
Механизация крыла служит главным образом для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета. Основными из них являются посадочная и взлетная скорости и длины посадочной и взлетной дистанций.
Механизация крыла - комплекс устройств, изменяющих подъемную силу и лобовое сопротивление крыла летательного аппарата. Уменьшает скорость посадки самолета, а при взлете облегчает его отрыв от поверхности земли.
Рассмотрим несколько ключевых элементов воздушных судов:
электросистема
багажно-грузовые отсеки
системы герметизации и кондиционирования
крылья и хвостовая часть
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Спойлеры расположены на верхней части крыла и используются для уменьшения подъемной силы крыла и торможения
Механизация передней (предкрылки, щитки) и задней (закрылки) кромок крыла используется при взлете и посадке для улучшения взлетно-посадочных характеристик.
Элероны используются для управления по крену. На каждой плоскости крыла расположено по 1 элерону.
Подойдите к иллюминатору с маркировкой треугольника в салоне и посмотрите на метки нанесенные на плоскости крыла.
Выпуск закрылков и предкрылков можно проконтролировать визуально через четыре иллюминатора в пассажирской кабине, промаркированных черными треугольниками.
Симметричный подъем спойлеров на обеих консолях крыла приводит к резкому уменьшению подъемной силы и торможению самолёта при посадке на ВПП.
Подъем спойлеров на одной плоскости увеличивает сопротивление и снижает подъемную силу крыла.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Киль – неподвижный элемент, служит для устойчивости ВС по курсу (путевая устойчивость)
Руль направления – подвижный элемент, отклоняется влево/вправо для управляемости ВС по курсу (рысканье)
Руль высоты – предназначен
для управления по тангажу
Стабилизатор - расположен в задней части фюзеляжа и используется для обеспечения устойчивости по тангажу
Негерметичные части ВС
Воздушные суда оборудованы системами герметизации и кондиционирования для поддержания внутри ВС нормального для жизнедеятельности человека давления, а также заданной температуры и вентиляции воздуха.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Локатор
Гондола носового шасси
Система кондиционирования
Основные стойки шасси
Хвостовая часть
Багажно–грузовые отсеки (БГО)
«BULK» и второй БГО совмещены и отапливаются. Люк справа по борту в хвостовой части. «BULK» предназначен для перевозки багажа россыпью и перевозки животных.
У А-330 два багажно-грузовых отсека справа по борту и «BULK». Багаж в отсеки загружается в специальных контейнерах и на палетах. Все БГО оснащены освещением, системой сигнализации о дыме и пожаротушения. Индикация выведена в кабину пилотов.
Доступ в багажные помещения осуществляется через люки, которые открываются наружу и вверх. Багажные помещение приспособлены для контейнерной перевозки груза, багажа и почты.
Это вся общая информация о самолетах А-3330 АОС AFL
05
ОБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ
туалетные комнаты
06
кухни-буфеты
05
аварийные выходы пассажирской кабины
03
оборудование пассажирской кабины
02
рабочие места (станции) бортпроводников
04
кабину летного экипажа
01
В этом разделе курса рассмотрим:
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена кабина летного экипажа самолета Airbus 330.
Кабина летного экипажа
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена пассажирская кабина самолета Airbus 330.
Выходы из пассажирской кабины
Основные двери относятся к выходам типа «А», они оборудованы двухдорожечными трапами-плотами.
У самолета А-330-300 все двери являются основными, они одинаковы по конструкции и используются для обслуживания воздушного судна и проведения эвакуации. Однако, подъезд к дверям 3L/R затруднен из-за их близкого расположения к крылу.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Индикаторы (2 шт) положения двери расположены в верхней части (красный «UNLOCKED» - открыто, зеленый «LOCKED» - закрыто).
Селектор двери позволяет установить штангу трапа в двух положениях:
1. На двери – положение «DISARMED».
2. На фюзеляже, в замках на пороге двери – положение «ARMED».Предохранительная шпилька в гнезде селектора предотвращает случайный перевод селектора в положение «ARMED».
Дверь оборудована пневматической системой автоматического открытия, которая срабатывает при открытии двери в положении «ARMED». Подключение системы осуществляется при переводе селектора двери в положение «ARMED».

В открытом состоянии дверь должна быть установлена на фиксатор.
Дверь оснащена ручкой открытия/закрытия и вспомогательной ручкой. Слева и справа от дверного проема имеются страховочные ручки.
Трап размещается в контейнере. Давление в баллоне наполнения трапа проверяется по манометру (стрелка манометра должна быть в зеленой зоне).
Алгоритм перевода дверей в положение "DISARMED"
Алгоритм перевода дверей в положение "ARMED"
Для открытия двери в положении «DISARMED» необходимо:
08
Убедиться, что табло «Застегните ремни» выключено.
Используя вспомогательную ручку, вывести дверь наружу до установки на фиксатор.
07
Поднять ручку открытия двери вверх, до упора.
06
Приподнять ручку открытия двери на 3 градуса, проверить, что индикатор «SLIDE ARMED» не горит и отсутствует звуковой сигнал, в противном случае- дверь не открывать.
05
Взяться за страховочную ручку.
04
Проверить, что индикатор «CABIN PRESSURE»не мигает, если мигает -дверь не открывать, сообщить старшему
бортпроводнику, старший бортпроводник докладывает командиру корабля.
Убедиться, что селектор в «DISARMED» (предохранительная шпилька установлена).
03
Проверить наружные условия:
• получен сигнал от наземного персонала (стук в дверь)
• препятствий для открытия двери нет
02
01
Для закрытия двери изнутри необходимо:
Используя вспомогательную ручку, потянуть дверь вовнутрь и завести в проем фюзеляжа
03
Проверить индикатор закрытия двери (зелёный «LOCKED» — закрыто)
05
Закрыть дверь, переведя ручку открытия двери
в крайнее нижнее положение
04
Нажать на кнопку фиксатора двери
02
Взяться за страховочную ручку
01
Все аварийные выходы пассажирской кабины оснащены
двухдорожечными надувными трапами/плотами.
Для эвакуации из самолета А 330-300 предусмотрены двери
пассажирской кабины 1L/1R, 2L/2R, 3L/3R, 4L/4R (тип А),
а также 2 форточки в кабине ЛЭ.
Модификация самолета А 330-300 RA 73700 имеет отличия
от основной модели:
аварийные выходы 3L/3R оснащены однодорожечными
надувными трапами
аварийные выходы 1L/1R, 2L/2R и 4L/4R оснащены
двухдорожечными надувными трапами/плотами
2 форточки в кабине ЛЭ
6 дверей в пассажирской кабине 1L/1R, 2L/2R, 4L/4R (тип А)
и 2 двери 3L/3R (тип 1)
Рабочие места (станции) бортпроводников
В самолетах А-330 станции кабинного экипажа (ЧКЭ) установлены в переднем и хвостовом вестибюлях, в зоне выходов. Все станции отмечены на иллюстрации. Минимальное количество бортпроводников на ВС определяется Руководством по производству полетов.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Станция СБ/1R (два одинарных сидения)
Место бортпроводника 1LA – только на ВС A330- RA-73700
Места на станциях/станции, которые должны быть обязательно заняты бортпроводниками:СБ, 1R, 2L, 2R, 3L 3R, 4L, 4R.
Станции 4LA/4RA (два одинарных сиденья)
На ВС А330 предусмотрены места для отдыха ЧКЭ. Порядок предоставления отдыха на определенных рейсах представлен в главе 14 «Технология работы кабинного экипажа» части 1 РБП.
Кроме этого, в районе каждой станции бортпроводника расположено следующее
аварийно-спасательное оборудование: огнетушитель, дымозащитный капюшон, кислородный баллон.
Каждое кресло оборудовано поясными и плечевыми ремнями безопасности инерционного типа, а также трубкой интерфона (кроме станций 4LA/4RA,), спасательным жилетом и аварийным фонарем.
Станции оборудованы откидными сиденьями, которые складываются под воздействием пружины автоматически и поднимаются вверх.
КУХНИ-БУФЕТЫ
Кухонные модули, установленные в пассажирской кабине, предназначены для хранения/разогрева продуктов питания, хранения и приготовления холодных/горячих напитков, размещения буфетно-кухонного оборудования.
Кухни-буфеты оборудованы разными устройствами:
Режим охлаждения включается
на электрической панели соответствующего кухонного модуля при помощи переключателя ON/OFF. Индикация ON указывает на то,
что система включена, FAULT -
на неисправность системы.
Кухонные модули всех ВС, кроме ВС А330 RA-73700, имеют стационарную систему
охлаждения зон хранения.
На электрической панели кухни-буфета расположены предохранители, переключатели и световые индикаторы. Каждый кухонный модуль, кроме модуля G5 (G4F), оборудован электрической панелью. В переднем и хвостовом вестибюлях размещены общие электрические панели с предохранителями, отвечающими за различные системы ВС.
• G5, G6, G7 (G4F, G4L, G4R) - модули хвостового вестибюля, которые используются для обслуживания пассажиров класса Эконом
кружка-кипятильник, кипятильник и холодильник – на ВС A330 RA-73700
контейнер для охлаждения (WINE CHILLER)
шкаф электродуховой (ШЭД/OVEN)
аппарат для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)
аппарат для приготовления горячих напитков (АПГН)
• G3, G4 (G2F, G2A) - модули среднего вестибюля, которые используются для обслуживания пассажиров класса Бизнес
• G1, G2 (G1F, G1A) - модули переднего вестибюля, которые используются для обслуживания пассажиров класса
Бизнес и членов ЛЭ
На ВС А330 установлено семь кухонных модулей, которые нумеруются следующим
образом (в скобках даны обозначения кухонных модулей ВС A330 RA-73700):
Правила работы с аппаратом для горячих напитков (АПНГ)
Правила работы с аппаратом для приготовления эспрессо и капучино (Espresso Maker)

Правила работы со шкафом электродуховым (ШЭД/OVEN)

включить оборудование и проверить индикацию работы
(при наличии)
проверить исправность ручки открытия двери модуля для подогрева
Тумблер включения расположен на электропанели кухни-буфета
и имеет два положения - ON и OFF. После закрытия электродухового
шкафа дверь должна быть закреплена фиксатором.
Перед полетом необходимо:
Оборудование используется для подогрева булочек, хлеба, тарелок и чашек.
подогрев
Правила работы со шкафом
для охлаждения (WINE CHILLER)

В случае неисправности или при изменении температуры в водном баке системы водоснабжения (при понижении до 0 градусов или повышении до +113°С) сработают предохранители, и аппарат автоматически выключится.
Кипятильник осуществляет нагрев
поступающей из системы водоснабжения ВС
в накопительный бак холодной воды
до 91°С. Кран для слива горячей воды (2)
может быть расположен как в нижней части
корпуса кипятильника, так и в верхней.
Только на ВС A330 RA-73700 в кухнях-буфетах предусмотрены кипятильник, кружка-кипятильник и холодильник.
05
Налить горячую воду в емкость для сервировки, когда отключится индикация ON/OFF на электрической панели кухонного модуля (вода нагрета до максимальной температуры).
04
Включить кружку-кипятильник - нажать на кнопку ON/OFF
на электрической панели кухонного модуля (HOT CUP).
03
Установить корпус кружки в держатель, убедиться,
что электровилка вошла в розетку.
02
Снять крышку с кружки, налить в кружку холодную воду, накрыть крышкой.
01
Снять кружку с держателя.
Для предполетной проверки нужно убедиться, что кружка-кипятильник надежно зафиксирована в держателе.
Для нагрева воды следует:
Кружка-кипятильник осуществляет нагрев холодной воды до 91°С.
Холодильник используется для охлаждения напитков и продуктов. Холодильник имеет два режима работы – CHILL (холодильник) и FREEZE (морозилка). Индикация COMP O’HEAT указывает на неисправность холодильника (нагрев камеры, вместо охлаждения).
ДЕАКТИВИРОВАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ФУНКЦИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ
На ВС производства Airbus для маркировки
деактивированного на заводе-производителе
оборудования используются защитные клипсы
и информационные стикеры (таблички) белого цвета. Деактивированное на заводе-производителе оборудование не считается
неисправным. Информация об оборудовании,
предохранители которого имеют защитные клипсы и стикеры (таблички) белого цвета,
не подлежит занесению ACLB/ЖПК. Выявленные неисправности оборудования, предохранители которого имеют защитные клипсы и стикеры (таблички) любого другого цвета, кроме белого, должны быть отражены ACLB/ЖПК.
Каждая кухня оборудована одной или несколькими электрическими панелями. На электрической панели расположены предохранители, переключатели и световые индикаторы.
Запрещено повторно включать сработавший
предохранитель. При срабатывании
предохранителя замыкания: когда цепь необходимо информировать СБ. СБ следует: доложить КВС; сделать запись о сработавшем предохранителе а ACLB/ЖПК с указанием
места размещения электрической панели.
СРАБАТЫВАНИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ
Основной функцией предохранителей
является защита электрической цепи
от повышенной нагрузки или короткого замыкания: когда цепь перегружена,
предохранитель срабатывает автоматически. Предохранитель может быть выключен принудительно.
На самолете установлено 8 туалетных комнат. Они оснащены раковинами с горячей и холодной водой и индивидуальной вентиляцией.
ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ
поручни для инвалидов
пеленальный столик
клавиша включения смыва унитаза
ручка перекрытия вакуумного замка горловины унитаза (под кожухом унитаза)
дверца ниши мусоросборника,
стационарного огнетушителя и дверца ниши водонагревателя воды
зеркало, ниша для дополнительного
бытового оборудования
детектор дыма
кислородный блок с двумя масками
Каждая туалетная комната имеет стандартную комплектацию:
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Для доступа к нише за зеркалом необходимо нажать на зеркало. За зеркалами туалетных комнат имеются ниши для размещения экипировки. Открытие ниш осуществляется нажатием на зеркало в специально обозначенном месте (плакард с надписью «PUSH»).

Во избежание повреждения зеркал запрещено чрезмерно заполнять ниши для размещения экипировки, применять силу при закрытии зеркала (предметы экипировки не должны препятствовать закрытию зеркала).
Сервисная панель (LSU) включает в себя:
  • кнопку вызова бортпроводника
  • табло «Вернитесь на место»
  • розетку для электробритвы(115 В, 60 Гц)
На ВС A330 RA-73700 в некоторых туалетных комнатах установлены сенсорные краны подачи воды и стационарные диспенсеры для мыла. Доступ к емкостям диспенсеров для мыла осуществляется через ниши для экипировки туалетных комнат за зеркалами.
Специальный клапан откроется, если соберется некоторое количество воды. Это предотвращает падение давления в кабине через систему удаления воды. Этот клапан может быть открыт вручную, если в раковине начнет скапливаться вода.
Туалетный модуль L53 на некоторых ВС имеет увеличенные размеры для обеспечения возможности заехать внутрь на инвалидном кресле-коляске (дверь туалетной комнаты имеет дополнительную створку, которая открывается для беспрепятственного въезда).
Туалетный модуль L73 имеет складную стенку для транспортировки пассажира на носилках.
Двери всех туалетных модулей, кроме туалетов L35 (на ВС A330-300 RA-73700) и L36 – складные, туалетных модулей L35 (на ВС A330-300 RA-73700) и L36 - одностворчатые.
Туалетные комнаты имеют двери, которые могут открываться, закрываться и запираться как изнутри, так и снаружи.
Под раковиной расположен электро- нагреватель воды. Объем нагревателя 1.5л. Термостат обеспечивает нагрев воды до 50-54°С. Красный индикатор в верхней части нагревателя загорается во время нагрева воды. В случае перегрева воды (77°С) и повышения давления в нагревателе
специальное предохранительное устройство отключит водонагреватель.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Также дверь туалета может быть снята, для этого необходимо повернуть и сдвинуть специальные стопоры вверху и внизу двери.
Чтобы открыть дверь снаружи необходимо поднять крышку над индикатором «OCCUPIED» и перевести замок в сторону до упора, пока индикатор не станет зеленым и не появится надпись «VACANT».
На этом изучение оборудования пассажирской кабины ВС завершено
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
Вы изучили урок «Конструкция самолета A-330».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
03
нюансы работы с различными системами в пассажирской кабине
02
конструктивные особенности самолета семейства Airbus A-330
оснащение пассажирской кабины
01
В этом разделе курса рассмотрим основные
системы пассажирской кабины:
Система СПГУ, вызовов и сигнализации
Системы водоснабжения и удаления отходов
Система освещения воздушного судна
Панели управления системами пассажирской кабины
06
СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ
Посмотрите небольшое видео о том, как устроены панели управления системами самолета Airbus 330.
Панели управления системами ВС
Система связи включает в себя:
систему вызовов
информационные табло для пассажиров
систему трансляции предварительно записанных информационных сообщений (PRAM)
самолетное переговорное громкоговорящее устройство (СПГУ)
СПГУ – самолетное переговорное устройство состоит из интерфонов, расположенных в кабине пилотов и рядом со станциями бортпроводников. С помощью СПГУ можно установить связь между пилотской и пассажирской кабиной, станциями бортпроводников между собой и землей, пилотской кабиной и землей.
Канал связи, имеющий высокий приоритет, может прервать вещание в режиме «Passenger Address» по каналу, имеющему более низкий приоритет.
Система связи предназначена для ведения информационной работы, связи между членами экипажа.
СИСТЕМА СПГУ, ВЫЗОВОВ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Член кабинного экипажа
03
Предварительно записанные информационные сообщения (PRAM)
04
Капитан воздушного судна (КВС)
01
Старший бортпроводник (СБ)
02
Управление переговорным устройством в пилотской кабине осуществляется при помощи панелей вызова и панели управления переговорным устройством.
Летный экипаж может вести связь с бортпроводниками и техническим персоналом на земле, а также информирование пассажиров по системе внутренней связи при помощи несколькими способами.
Приоритеты вещания:
Из пассажирской кабины можно также делать различные вызовы с помощью телефонной трубки.
Нажимайте на иконки, чтобы изучить информацию
Подсоединение к бортовой системе связи происходит автоматически при подъеме трубки интерфона из крепления (на информационной панели появляется знак #, который свидетельствует о том, что трубка не находится в держателе, а в трубке слышен длинный гудок).
Кнопки PA+1 или РА+2 и РТТ позволят сделать информацию в бизнес или эконом класс
INTPH + PURS 1, 2, 3 or 4, чтобы вызвать соответствующую станцию
PRIO CAPT активирует связь между вызывающей станцией и пилотской кабиной с наивысшим приоритетом «АВАРИЙНЫЙ ВЫЗОВ»
CAPT активирует связь между вызывающей станцией и пилотской кабиной
Для окончания разговора необходимо нажать клавишу «RESET» или установить трубку в крепление
Посмотрите небольшое видео о том, как устроена система освещения самолета Airbus А-330.
Система освещения воздушного судна
Контроль за системой водоснабжения осуществляется на передней панели бортпроводника (FAP). На панели появляется информация:
В случае возникшей в полете неисправности системы
водоснабжения прервать подачу воды к потребителям можно при помощи запорных кранов в туалетных комнатах
и в кухнях ВС.
Восстановление нормального уровня давления в системе водоснабжения и удаления отходов пройдет в течение 3-4 минут, после чего вода снова будет поступать к потребителям.
Для восстановления работы системы следует повторно нажать на кнопку. На FAP появится сообщение, в поле которого следует нажать «YES».
Контроль за давлением в системе водоснабжения осуществляется кнопкой «WATER DEPR», цвет которой означает:
Контроль за системой водоснабжения осуществляется на передней панели бортпроводника (FAP). На панели появляется информация:
Зеленый – давления в системе нет - потребителями воды пользоваться нельзя. Предназначена для отключения давления в системе водоснабжения в рейсе. При этом на схематичном изображении ВС на FAP появится надпись «NO WATER PRESSURE».
Серый – давление воды в системе присутствует (неисправностей нет). Во время предполетной подготовки на борту ВС СБ должен убедиться, что кнопка WATER DEPR не активирована.
о неисправности (на иллюстрации самолета соответствующий туалет или кухня высветится красным)
о переполнении сливного бака, об отказе системы смыва и слива воды
о количестве воды и заполнении сливного бака
Отходы из унитазов поступают в 4 сливных бака (по 2 с каждой стороны), расположенных под полом пассажирской кабины, емкостью по 350 литров каждый.
Сброс воды из раковин кухонь и туалетов осуществляется через 2 обогреваемых сливных насадка.
Вода в систему водоснабжения поступает из 3-х водяных баков, установленных в грузовом отсеке. Каждый бак емкостью 370 литров.
Система водоснабжения и удаления отходов
!
На этом изучение информации о конструкции самолета А-330 завершено
Вы изучили урок о конструкции
самолетов А-330
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ:
нюансы работы с различными системами
03
02
конструктивные особенности самолетов семейства Airbus 330
оснащение пассажирской кабины
01
Дисциплина №2. Основы Конструкция самолетов